Российская спортсменка, чемпионка мира по рогейну. Писательница и путешественница. Амбассадор бренда Сплав.
Материал авизент был создан в СССР во время Великой Отечественной войны и имел предназначение для авиационной промышленности. Авизент — это сокращённо авиационный брезент.
Изначально — это хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, которая была легче применяемого до этого брезента для обшивки фюзеляжа и крыльев самолёта. Немного позже хлопчатобумажные нити заменили на капроновые (полиамидные), такой авизент получил название ткань 5020. До 2010-х годов он выпускался в Кемерово, на ОАО «Ортон».
Немного об истории применения капроновых тканей в туризме (и об авизенте в частности) от Владимира Геллера:
Первая особенность капрона, замеченная туристами, была в том, что он отталкивает снег. Анорак из тоненького капрона от спортивных парашютов легко пропускал и воду, и ветер, но почти ничего не весил, а одетый поверх штормовки не давал ей обледеневать от сухого снега. Именно от сухого. Как следствие, первыми его освоили туристы-лыжники. Но таскать на себе две куртки — занятие бесперспективное. (Хотя и таскали ведь! Либо делали штормовку двухслойную, так, что снаружи она была капроновая. А изнутри — брезентовая. — прим. М.Г.) Если бы капрон был потолще… Капрон потолще был! На тормозных парашютах. И в очень скором времени «тормозняк» начал активно вытеснять брезент. А когда московская фабрика им. Свердлова выбросила в продажу каландр!..
Технологическая справка: каландрированием называется способ обработки синтетической ткани, при котором ткань пропускается между двумя валками, один из которых нагрет до определенной температуры. В результате верхний слой ткани слегка оплавляется и становится красивым и блестящим.
Каландр лучше, чем «тормозняк», держит и снег, и ветер, потому на анораки он подходил лучше тормозняка.
Зато более прочный «тормозняк» стал использоваться для шитья палаток. Век брезента кончался. Оставались только рюкзаки и… После недолгих метаний в районе плащевых тканей, туристская творческая мысль добралась до технических капронов, во множестве выпускавшихся для различных производств. Лучшими из них оказались разновидности авизента. Проблема рюкзаков была решена.
Капроновый авизент — плотная капроновая ткань, вдвое или втрое толще каландра и «тормозняка».
Вскоре туристы-лыжники обнаружил, что анораки из каландра все же продуваются. Причем не так уж и слабо. Во всяком случае, на большом морозе в длительных походах это весьма и весьма ощущается.
Начался новый поиск. Первым делом, взгляд обратился к тканям, используемым для рюкзаков. И небезуспешно. Решение оказалось простым — авизент.
Материал оказался на редкость удачным. Крепкий, прочный, достаточно мягкий. Прекрасно держащий ветер. На снег реагировал, как и всякий капрон. Более того, выяснилось, что авизент выдерживает легкий дождь. Его стали применять для шитья анораков, штанов и бахил.
Доступны были две разновидности авизента: материал для парашютных ранцев (его называли ранцем) и фильтровальная ткань для электрокерамической промышленности (известный на всю страну питерский фильтр). Первая доставалась в небольших количествах и получалась достаточно дорогой, зато вторая… Фильтр в Питере (тогда Ленинграде) лился рекой. Как в виде новой ткани белого цвета, так и в виде отработанных фильтров. После покраски фильтр усаживался, и становился практически неотличим от ранцевого авизента. Цены на фильтр в Питере были вдвое ниже, чем на «тормозняк» и, тем более на каландр. По этому поводу весь Питер оделся в фильтр еще до того, как первые московские лыжники об этом задумались. Питерцы страшно гордились фильтром. До такой степени, что даже слышать не хотели о чем-то другом. Они еще соглашались ставить каландр на пуховки (хотя пуховки из фильтра тоже встречались), но о признании практической идентичности фильтра с другими видами авизента не могло быть и речи. Опытнейшие и весьма неглупые люди, помяв в руках две тряпки, глубокомысленно заявляли: «это же Фильтр (заглавная буква была слышна даже в устной речи), а это — нет!». Других аргументов питерцы не приводили. За ненадобностью.
Развал промышленности привел к еще большему дефициту отечественных материалов. И авизент, и каландр стали еще большим дефицитом. После развала Союза фабрика, поставлявшая в Питер фильтровальную ткань, оказалась за границей. Питер остался без фильтров, Москва — без каландра".
У нас выпускалось несколько видов авизентовых тканей: авизент 5020 наиболее толстый и прочный, авизенты 5011 и 5032 потоньше. Авизент бывал с акриловой пропиткой, бывал без пропитки.
Именно авизент 5020 без пропитки ценился и ценится туристами больше всего, хотя сейчас уже больше не выпускается.
Достоинства такого авизента:
- Малый вес: 250 г на метр.
- Высокая прочность на разрыв.
- Мягкость материала (большой объёмный рюкзак легко свёртывается в компактный кулек)
- Высокая устойчивость к протиранию.
- Морозоустойчивость (материал остаётся мягким при низких температурах), не обледеневает.
- Держит ветер
- Быстро высыхает даже при высокой влажности воздуха и не препятствует высыханию надетой под него одежды.
- Швы под нагрузкой не ползут.
- Долговечность (мой рюкзак служит мне уже 25 лет).
- Не требует особого ухода.
- И плюс достоинство всех 100%-х капроновых тканей по сравнению с полиэстеровыми: имеют более высокую стойкость на истирание, превосходящую (до 30%) прочность (в буреломах и зарослях стланика не порвётся), и не теряют прочность на разрыв при намокании
Недостатки авизента:
- Удлинение при намокании 10−12%
- Осыпание кромки материала после разрыва или надреза. Чтобы кромка материала не осыпалась нужно применять горячий крой, либо оплавлять край материала.
- Плохая стойкость окраски. (За 25 лет мой цвет моего рюкзака стал более блёклым. Но окраска всё-таки сохранилась!)
- Определить авизент просто — он мягкий, на изделиях из авизента можно увидеть усаживание шва.
Если посмотреть авизент на просвет, то можно увидеть плотное переплетение тонких нитей.
Авизент к тому же обладает фильтрующими свойствами — благодаря своей высокой плотности и хорошей износостойкости материал прекрасно задерживает примеси при фильтрации.
Авизент держит ветер, но не на 100 процентов, он немного пропускает воздух, поэтому в одежде из авизента тело дышит.
Помимо завода в Кемерово, такой авизент 5020 выпускался ещё Балашовским текстильным комбинатом. Ныне в Кемерово выпускают геотекстиль.
Сейчас Балашовский текстильный комбинат выпускает ткань — аналог авизента 5020 под названием Кордон-500. Эта ткань идёт под заголовком «Рюкзачные ткани».
Её плотность 265 и 275 г на квадратный метр.
Рахмановский комбинат сейчас производит технические ткани, и ткань артикля 56260 КрВО очень соответствует свойствам авизента 5020.
Это 100%-й полиамид с плотностью не более 270 г на квадратный метр
Ткань используется для авиационной промышленности. Для пошива спасжилетов, конвертов для аварийно-спасательных поясов, трапов и спасрукавов для гражданских. Мешков для парашютов. Для пошива шезлонгов, палаток, рюкзаков, тентов.
Итак. Сейчас под названием авизент подразумевается толстый капрон (100%-й полиамид) с плотным переплетением нитей. Эталон авизента для туризма — авизент 5020, плотностью 250 г на квадратный метр.
Хотя бывает и авизент хлопчатобумажный, но это сразу указывается в названии.