Многие знают, что Сплав начал свою деятельность с производства катамаранов для походов по горным рекам. Сейчас компания возвращается к корням, расширяя ассортимент товаров для бурной воды: каски, весла, пакрафты, байдарки, гермомешки, страховочные жилеты и многое другое.
В этой статье речь пойдет о средствах сплава, то есть о разных судах, предназначенных для путешествий по горным рекам.
Сертифицированный каяк- и рафтгид, инструктор Международной федерацией рафтинга (IRF), создатель компании Ticket2Ride и автор курса по безопасности на бурной воде WW Safety School и книги «Безопасность на бурной воде».
Катамараны
Катамараны появились в 70-х годах прошлого века, придя на смену плотам, и быстро вытеснили их с бурных рек. Уникальное средство сплава, не встречающееся нигде, кроме как на территориях бывшего СССР.
Катамаран, или сокращенно «кат», представляет собой две гондолы сложной формы, соединенные металлической или деревянной рамой. Баллоны, как правило, состоят из внешней оболочки, сделанной из ПВХ, в которую вставляются внутренние надувные элементы из газонепроницаемого материала. Также в последнее время набирают популярность однослойные конструкции. Как правило, экипаж ката составляет два или четыре человека. В коммерческом туризме встречаются катамараны-шестерки. Посадка гребцов как в слаломном каноэ: на коленях, в специальных упорах, позволяющих весьма эффективно грести и оставаться на судне в больших волнах и бочках. Экипаж использует весла с лопастью на одном конце и Т-образной ручкой на другом.
Катамаран отлично подходит для многодневного автономного сплава. Он позволяет взять с собой практически неограниченное количество снаряжения и продовольствия. В разобранном и сдутом виде упаковывается в рюкзаки туристов. Это позволяет совершать комбинированные пеше-водные путешествия.
Сплавляться на катамаране по горной реке легко. Большой объем надувных гондол обеспечивает высочайшую устойчивость и пассивную безопасность. Но в этом кроется и главный недостаток судов этого типа - они прощают даже очень грубые ошибки экипажа. На катамаране можно безаварийно проходить достаточно сложные пороги при минимальном участии команды. Таким образом появляется иллюзия роста мастерства. Чтобы избежать этого, настоятельно рекомендую всем катамаранщикам участвовать в соревнованиях по ТВТ. Ворота и секундомер судьи точно покажут, кто по-настоящему умеет управлять судном, а кто является просто пассажиром.
Катамаран – командное судно, требующее не только хороших личных навыков гребли, но и слаженных действий всех членов экипажа. Перед большим походом всегда стоит провести тренировочный выезд на ближайшую бурную реку, чтобы потренироваться вместе и научиться работать в команде.
Надувные байдарки
Байдарка – это двух- или трехместная узкая лодка вытянутой формы. Управление осуществляется при помощи двухлопастных весел.
Каркасные и каркасно-надувные байдарки были крайне популярны для сплава по горным рекам до появления катамаранов и пластиковых каяков. Даже сегодня их ещё можно встретить в Карелии. Данный тип судов ни в коем случае нельзя рекомендовать для бурной воды, поскольку в случае удара о камень каркас может сломаться, проткнуть оболочку и надувные элементы, а пилоты рискуют быть зажатыми металлическими обломками.
Для использования на бурной воде подходят надувные байдарки без жёстких элементов конструкции. Чаще всего они изготавливаются из ПВХ. Лодка должна иметь либо самоотлив (отверстия в дне для слива воды), либо закрытую деку и юбку. От пакрафтов они отличаются более вытянутой формой и существенно большим весом.
Контроль лодки сильно повышается, если она оборудована бедренными упорами, сидушкой и спинкой.
Байдарка отлично подойдет, если вы любите командные средства сплава, но на катамаране или рафте сплавляться скучно.
Рафты
Рафт – это большая надувная многоместная лодка, изготовленная из ПВХ или хипалона. Экипаж от 2 до 12 человек. Управление рафтом осуществляется при помощи таких же весел, как на катамаране.
Рафт имеет 5-9 независимых надувных отсеков и огромный объем, что обеспечивает высочайшую пассивную безопасность. Посадка более свободная, чем на катамаране: пятой точкой на бортовом баллоне, упершись ногами в поперечные банки или зафиксировав ступни в специальных креплениях. Иногда на рафты устанавливают металлическую раму с уключинами и длинными распашными веслами для перевозки больших грузов или пассажиров, не принимающих участие в гребле.
В России рафтинг существует в двух видах: коммерческая рекреационная активность и спорт. Первая – это идеальный способ попробовать, что же такое сплав по горной реке. Рафт управляется одним гидом даже если остальная команда не имеет никакого опыта и навыка сплава.
Если вы хотите пощекотать себе нервы сплавом по горным рекам пару раз в год без глубокого погружения в тему и покупки личного снаряжения, то коммерческий рафтинг – это то, что вам нужно.
Рафтинг как спорт – это сложная, интересная и очень зрелищная дисциплина, требующая постоянных тренировок и отличной слаженности экипажа. Рафтеры соревнуются в нескольких дисциплинах:
- слалом, когда нужно взять несколько ворот, поставленных над порогом;
- спринт;
- параллельный спринт;
- сплав на длинной дистанции.
Если кажется, что рафт – это неуклюжая медленная калоша, посмотрите видео с чемпионата мира. Опытный экипаж в состоянии делать в сложных порогах удивительные вещи.
Каяки
Современный сплавной каяк – это одноместная пластиковая лодка с закрытой декой, имеющая специальное сиденье и систему упоров, делающих посадку максимально плотной. Вместе с жестким корпусом это позволяет наиболее полно реализовать сплавные навыки гребца и максимально использовать водные структуры. Именно благодаря этому квалифицированные каякеры могут творить чудеса: держать самые сложные линии движения в ужасающих порогах, прыгать высокие водопады, исполнять невероятные акробатические элементы.
Каяк позволяет выполнять два приёма, повторить которые на других типах судов крайне сложно или вообще невозможно: эскимосский переворот и буф. Первый даёт возможность восстановить контроль после переворота и продолжить сплав без посторонней помощи. Буф — сильный продолжительный гребок и рывок бёдрами, позволяющий остаться на поверхности и сохранить контроль при преодолении высоких сливов, бочек, котлов и других водных структур.
Каяк очень требователен к навыкам гребца. Для того, чтобы сплав на одноместной пластиковой лодке был контролируемым и приносил удовольствие, нужно долго учиться. Взамен на затраченные усилия каяк дает максимальные возможности на бурной воде. По скорости и управляемости ни одно из описанных в этой статье средств сплава не сравнится с каяком.
Пакрафты
Пакрафты появились в 90-х годах прошлого века на Аляске, когда местным путешественникам потребовалась очень легкое и компактное средство сплава для пеше-водных путешествий. Это надувная, чаще всего одноместная лодка весом до пяти килограмм, изготовленная из термопластичного полиуретана или ПВХ. В сдутом виде пакрафт занимает минимум места, что делает его идеальным судном для автономных путешествий с пешими перебросками между реками.
Существуют версии пакрафтов с возможностью во время сплава убирать бивачное снаряжение и припасы внутрь баллонов через газонепроницаемую молнию. Лодки из TPU легче и компактнее, но дороже, чем их ПВХ.
Пакрафты для бурной воды оборудованы сидушкой, спинкой, коленными и пяточными упорами для эффективного управления лодкой на горных реках. Существует два типа лодок:
- пакрафты с самоотливом и открытой декой подойдут тем, кто не умеет делать эскимосский переворот. В случае переворота в них проще залезть с воды, однако, в больших волнах такие лодки теряют управляемость, поскольку требуется некоторое время для слива воды.
- пакрафты с закрытой декой выигрывают в управляемости, но подойдут тем, кто владеет эскимосским переворотом.
Конечно, пакрафты уступают пластиковым каякам по скорости и управляемости, но при должном навыке на них можно проходить достаточно сложные пороги, делать перевороты и даже буфить водопады.
Пакрафтинг в России с каждым днем становится все популярнее. Да и наша страна с ее бескрайними дикими просторами и не очень развитой инфраструктурой как будто специально создана для путешествий со сверхлегкими надувными лодочками.
САП борды
САП борд – это надувная доска из AirDeck наподобие серферской. Райдер стоит на доске и управляет ею при помощи длинного весла с одной лопастью. Вы наверняка видели САП бордеров на ближайшем пляже. Недавно такие доски стали появляться и на бурных реках. В отличие от пляжных, они короче, шире, нос и корма сильно изогнуты вверх. Доски для бурной воды имеют множество ручек, отстегивающиеся или складывающиеся плавники-фины. Райдер соединен со своим средством сплава лишем, закрепленным на страховочном жилете или специальном поясе так, что от него можно быстро отстегнуться.
Управление САП бордом на бурной воде требует идеального чувства баланса и значительной подготовки. Конечно, доски уступают по стабильности и управляемости другим средствам сплава, однако это отличный способ получить море эмоций даже на очень простых горных реках.
Прочая экзотика
Невозможно перечислить все средства сплава в одной статье. За рамками этого обзора остались архаичные и экзотические суда: плоты с гребями и честеры, бублики, каноэ с открытой декой, катарафты, гидроспид. Если вы только собираетесь заняться сплавом по горным рекама, то начните с чего-нибудь, описанного выше.
Весла для сплава по бурной воде
Пара слов про весла, потому что без них сплав не получится.
Простые дешевые модели имеют цевье из сплава алюминия и лопасти из пластика. Они имеют простую форму и посредственные гидродинамические характеристики. Такие весла подойдут новичкам. Более продвинутые гребцы предпочитают весла из композитных материалов: стекловолокно, карбон, кевлар. Они удобнее, жестче, лучше передают усилие, лучше ведут себя в воде и позволяют максимально полно использовать физические и технические возможности гребца. Однако композитные весла стоят на порядок дороже, поскольку это ручная работа.
Весла бывают цельными и разборными. Первые прочнее, легче и в целом удобнее на воде. Но вот лететь на самолете с цельным веслом, то еще приключение. Главное преимущество разборных весел – компактность. Весло, состоящее из четырех частей, можно убрать в корму каяка в качестве запасного или взять с собой в пеше-водное путешествие с пакрафтом. Каякеры полюбили разборные на две части весла. Во-первых, с такими проще лететь на самолете, во-вторых, они позволяют регулировать длину и разворот лопаток весла. Однако любое разборное весло уступает в прочности цельному и имеет небольшой люфт, который сказывается на качестве гребка.
Какое бы средство сплава по бурной воде вы не выбрали, помните, что безопасность и качество вашего путешествия определяется не типом лодки, а вашими личными навыками и навыками ваших товарищей. Тренируйтесь на простых участках рек, участвуйте в соревнованиях по ТВТ и гребному слалому, и тогда в длинном сложном походе вы будете получать удовольствие от сплава, какое бы судно вы не использовали.