Пустыни — уникальные места, где возникает ощущение затерянности во времени. Когда вокруг тебя лишь пески, кажется, будто ты попал в доисторические времена, словно оказываешься за пределами цивилизации. Вроде бы в пустынях не так уж и много интересных объектов для съёмки. Редкая и очень скудная растительность, бесконечный песок, излишне яркое солнце... Ко всему этому — резкие скачки дневной и ночной температуры и почти полное отсутствие дождей. Во многих пустынях осадки выпадают в лучшем случае раз в несколько месяцев, а то и лет. В пустынях, тем не менее, есть что поснимать.
Моя страсть — пейзажная фотография и фотография дикой природы. Ради того самого кадра я взошла Эльбрус, часами ждала северное сияние в минус 30, ночевала в глубочайших пещерах и с тяжёлым рюкзаком пешком исследовала Камчатку. Организатор фотопутешествий и экспедиций по России и за рубежом: проект Etceterra.
Прежде всего, это тот самый песок. Огромные толщи песка, которые тянутся до самого горизонта во все стороны. Песок вовсе не так однообразен, как может казаться. Он имеет разные оттенки. Так, например, кварцевый песок — жёлтый. Он встречается чаще всего. Но есть ещё и белый песок, и чёрный — вулканический. Это более редкие типы.
Ещё одно необычное явление, свойственное только пустыням, — дюны. Это огромные песчаные холмы, имеющие две стороны: крутую и пологую. Дюны могут находиться не только в безводной части, но и вблизи оазисов или даже морей. До дюн проще добраться, а их фотографии, сделанные умелыми руками, создают у зрителей ощущение той самой бескрайней глубокой пустыни. Пожалуй, именно с песчаными дюнами связан у нас и сам образ пустыни как таковой.
Кроме дюн, пустыня интересна и барханами. Барханы — тоже холмы из песка, но располагающиеся именно в безводной местности. Существует почти три десятка типов барханов, у каждого из которых — свой вид и свои особенности. В сочетании с дюнами барханы могут формировать невероятные по минималистичной красоте ландшафты, определённо достойные того, чтобы запечатлеть их на снимках.
Ещё одно явление пустынь — такыры. Это засохшая глина, которая порой образует весьма причудливые и интересные формы. Конечно, такыры не настолько впечатляющи, как барханы или дюны, но тоже способны разнообразить пустынный пейзаж.
Как подготовиться к съёмке в пустыне
Чтобы экспедиция в пустыню прошла без проблем, важно тщательно всё организовать.
В первую очередь, нужно правильно подобрать время посещения — с учётом того, какую температуру вы предпочитаете.
Так, например, если вы хотите посетить египетскую пустыню Сахара, то имейте в виду, что днём воздух там легко прогревается до +55, а вот ночью температура падает до +5.
Популярной локацией среди пейзажистов является так называемая Долина Смерти. Этот пустынный национальный парк отличается потрясающими видами и ещё более впечатляющей жарой, из-за которой место и получило своё жуткое название. Летом Долина Смерти прогревается до +57. А вот в зимние месяцы там вполне комфортно — всего около +20. Поэтому выбирайте месяц визита с умом.
Вода в пустыне имеет критически важное значение. Собираясь на съёмку, позаботьтесь о достаточном запасе чистой питьевой воды. Если едете на машине, залейте воду в радиатор и проверьте работу салонного кондиционера.
Что касается одежды, то она должна быть лёгкой, но в то же время не прозрачной, а плотной, чтобы защищать кожу от солнца. В пустыне нельзя загорать — тут можно только обгореть, поэтому нужно позаботиться о защите. Кремы не спасут — только одежда. Выбирайте светлые ткани, которые не нагреваются. Обязательно возьмите головной убор и солнцезащитные очки, в идеале — с поляризованными линзами. И помните о том, что перегрев чреват также избыточной потерей воды, поэтому подбирайте свой наряд с умом.
Обуви стоит уделить особенное внимание. В пустыне вы будете ходить по горячему песку, что само по себе достаточно трудно. Шлёпанцы точно не подойдут для такой прогулки. Вам понадобится практичная и удобная обувь, которая защитит стопы от горячего песка.
Выбирать ту или иную обувь следует в зависимости от погодных условий и типа песка в конкретной местности. Если достаточно прохладно, а песок мелкий, то можно ограничиться сандалиями — песок легко попадает в них, но тут же высыпается, а поскольку он не горячий, то не обожжёт ноги. Если предполагается прогулка по камням и колючкам, то лучше выбрать треккинговые ботинки. Для глубокого песка могут дополнительно потребоваться еще и гамаши. Всё это защитит ноги от обжигающей и колющей поверхности.
Выбирая путь по пустыне, внимательно осматривайте всё вокруг. Порой проще добраться до цели кружным путём, чем двигаться напрямую через барханы. В пустыне также легко заблудиться, ведь пейзаж достаточно однообразен. А следы, оставленные ногами или колёсами, быстро заметает тем же песком.
Ещё одна опасность пустыни — песчаные бури. Во время такой бури видимость резко падает, сокращаясь до нескольких метров. Поэтому с собой обязательно нужно брать средства навигации, а ещё лучше — пользоваться услугами опытного гида.
Песок — главная опасность и для камеры. Он так и хочет попасть внутрь техники, поэтому по возможности максимально оберегайте камеру от него. Используйте защитные фильтры. Постарайтесь пореже менять объективы. Позаботьтесь также и о том, чтобы в вашем наборе оборудования была бленда. Съёмка на плёнку в условиях пустыни — идея не очень хорошая, ведь плёнка плохо переносит нагрев. Но именно поэтому при такой съёмке нередко получаются крупнозернистые кадры, и часть из них может быть весьма интересна.
Список обязательных вещей при съёмке в пустыне
- Головной убор (кепка, шляпа).
- Вода в бутылках.
- Солнцезащитные очки.
- GPS-навигатор.
- Шарф для шеи и лица — пригодится при сильном ветре, несущем песок. Шарф также может защитить вашу технику в случае песчаной бури. Прихватите с собой и резинки, чтобы закрепить материю на камере.
- Брюки и одежда с длинным рукавом для защиты от солнца.
- Походная обувь.
В том случае, если съёмка предполагает ночёвку в палаточном лагере, важно грамотно подобрать спальник. Основной критерий выбора — температура, которая ожидается в ночные часы. В пустыне ночью воздух очень сильно охлаждается, даже если днём стояла нестерпимая жара, и это стоит учитывать, особенно если лагерь будет располагаться в низине. Изучите прогноз погоды на ближайшие дни, отметьте тенденции колебания температур и выберите спальник на подходящие условия.
Оборудование для фотосъёмки
Съёмка в условиях пустыни похожа на обычную пейзажную съёмку. Но есть нюансы, которые важно учесть.
Прежде всего — уход за аппаратурой. Ни в коем случае не ставьте сумки на песок — он тут же окажется везде. Лучше подстелите коврик или пакет.
Что касается выбора объективов — тут всё зависит от вашей грузоподъёмности. Едете на машине? Берите всё что есть! Идёте пешком? Сделайте выбор в пользу нескольких объективов с большим охватом. Я обычно беру три основных объектива: 14–24 мм, 24–70 мм и 60–600 мм. Как правило, этого оказывается вполне достаточно для хороших съёмок.
Пейзаж в любой пустыне — это две бесконечности: неба и песка. И вполне ожидаемо, что вам захочется запечатлеть их в одном кадре, а для этой цели прекрасно подойдёт широкоугольный объектив. Но можно и поэкспериментировать с телеобъективом — он может иногда дать необычные и очень интересные варианты. Широкоугольный объектив всегда визуально увеличивает передний план. Телеобъектив делает то же самое с дальним. А это даёт возможность интересно скомпоновать объекты, разделённые расстоянием, — к примеру, бархан и верблюда.
Ещё несколько советов
Показать текстуру лучше всего удастся, если вы используете освещение под низким углом, — то время, когда солнце находится ближе к горизонту. Многие фотографы полагают, что именно пустынное освещение — самое лучшее в ландшафтной фотографии. В этом плане лучше ездить в пустыню зимой, ведь тогда дни короче, а солнце находится ниже и даёт очень интересный свет. Да и погодные условия приятнее, нет изматывающей жары. Зимой чаще можно увидеть и облака, которые порой позволяют поиграть со светом и тенью весьма необычным образом.
Природное освещение пустыни — очень яркое и высококонтрастное. В солнечные жаркие дни такой свет к тому же ещё и отражается от песка и камней. Это достаточно жёсткие условия, которые могут стать препятствием для хороших кадров даже при наличии фильтров. Поэтому профессиональные фотографы, снимающие в пустыне, рекомендуют фотографировать утром — пока солнце ещё не взошло в зенит. Оптимальное время — это раннее утро, когда жара ещё не разошлась в полную силу. Песок ещё прохладен после ночи, ходить по нему комфортно. А косые лучи встающего солнца помогают подчеркнуть и сам ландшафт, и фактуру песка, и очертания объектов.
О выборе самих объектов тоже стоит сказать несколько слов. Многие любители снимают отдельно стоящие объекты — камни, кусты и тому подобное. Но это достаточно скучные и уже порядком приевшиеся сюжеты, которые вряд ли вызовут живой интерес. Пустыня даёт возможности гораздо более широкие — например, позволяет сталкивать в кадре нематериальные объекты и понятия, такие, как настроение, соразмерность и т. п. Зачастую фотографы уделяют внимание именно фактуре песка, делая на ней ключевой акцент в построении кадра. Сделать это достаточно просто — снимать нужно лёжа на песке, с максимально зажатой диафрагмой. Это поможет получить кадры с хорошей резкостью и подчеркнуть песочную фактуру.
Не одним лишь песком интересна пустыня. Здесь можно найти немало причудливых ландшафтов, не похожих больше ни на что в мире. Можно снимать с возвышенности, можно комбинировать дальний и передний планы (в этом случае понадобится штатив и длиннофокусный объектив). Если вы снимаете с дюны, то прекрасно получится передать масштабы пространства вокруг и чувство оторванности от мира, одиночества. Экспериментируйте с широкоугольным объективом, чтобы охватить максимум пространства в кадре. Можно также изменять настройки зума, если хочется визуально приблизить друг к другу разные объекты, которые на самом деле располагаются далеко.
Некоторые мастера делают в пустыне поистине космические снимки — при взгляде на эти кадры создаётся впечатление, будто снимали на Луне или даже на Марсе. Как правило, это снимки мест с оригинальным оттенком поверхности, который придают различные отложения. Так, к примеру, создать марсианский пейзаж можно, снимая на солончаке, — там нет растительности, а сама почва имеет неземной оттенок.
Конечно же, можно подчеркнуть на снимках и невероятный пустынный зной. Для этих целей лучше всего выбирать время заката. Небо на закате окрашивается в максимально тёплые оттенки, лучше всего передающие знойную атмосферу. Можно и применить красный фильтр.
Наконец, пустыня предоставляет широчайшие возможности для абстрактных фотографий. Линии дюн и песчаных гребней, игра теней и света — всё это позволяет делать потрясающие кадры. Но важно помнить о том, что при сильном нагреве воздуха над песками возникает марево, которое размывает картинку на дальнем и среднем планах.
После заката в пустыне можно получить невероятные силуэты. В качестве модели для такого силуэта можно использовать любой объект, нарядив его в накидку, покрывало, даже спальник. Это не только убережёт модель от подступающего ночного холода, но и создаст интересные очертания.
После того как в пустыне стемнеет, не торопитесь убирать фотоаппарат и уезжать. Ночное небо пустыни — это невероятная картина. Оно прекрасно само по себе бесконечными россыпями звёзд, но оно же может ещё и послужить чудесным фоном для тех же силуэтов.
Для правильной съёмки ночного неба в пустыне и объектов на его фоне вам потребуется:
- полнокадровая камера;
- штатив для устойчивости камеры на длинной выдержке;
- широкоугольный объектив;
- пульт дистанционного управления или спусковой тросик, чтобы не касаться камеры.
Выбор конкретных настроек зависит от возможностей вашей техники. Так, ISO можно выбирать в значении 1600 и выше при выдержке от 15 до 20 секунд и f/2.8. Но если ваша камера не позволяет установить диафрагму больше чем f/4, то ISO стоит выбрать 3200.
На многих DSLR максимальная выдержка составляет 30 секунд. После этого стоит выбирать режим Bulb, если вы хотите выставить более долгую выдержку. Он неплохо работает, но звёзды на небе при этом размываются. Избежать размытия можно, выбирая выдержку до 20 секунд. Добиться повышения чувствительности удастся, поднимая значение ISO. Можно также использовать режим Bulb, если хочется создать кадр с применением световой кисти (в качестве источника света можно использовать ручной фонарик). Это позволит получить нестандартные сюжеты.
Выбор объектов в пустыне определяется самими характеристиками этой пустыни. Порой можно проехать несколько километров и ничего не найти, — но и тогда в качестве объекта можно взять, например, свою же машину. Её образ прекрасно сформирует историю. Можно брать в качестве объектов и другие элементы вашей поездки — палатку, спальник, даже посуду.
При съёмке в пустыне используйте HDR. Тут главное затруднение заключается в умеренности. Полученный кадр должен быть максимально похож на то, что мы видим без всякой оптики. Попробуйте сделать разные кадры, меняя выдержку, и выберите оптимальный вариант.
Съёмка в пустыне дает широчайшие возможности для фантазий и получения необычных кадров. Волшебство пустынных ландшафтов само по себе прекрасно, а умелый выбор объектов обуславливает итоговый успех. Позаботьтесь о том, чтобы заранее тщательно спланировать поездку, выбрать правильное время года и время суток для съёмки, подобрать снаряжение. Тогда ваша съёмка станет приятным и результативным предприятием.