Вы услышали красивое название региона или поняли, что хотите освоить новые туристические просторы. С чего начать планирование маршрута, как к нему подготовиться, собрать команду, а главное — какие подводные камни скрываются в самостоятельной организации маршрута. Разбираемся в статье.
Основатель туристического клуба «Шуриктревел», инструктор-проводник спортивного туризма, член Русского географического общества.
Как выбрать место куда пойти. Где брать идеи
Сначала в голову приходит идея посетить некий район. Обычно это бывает после рассказа друзей, вернувшихся из похода, или после просмотра фото в соцсетях. Но на этом этапе в голове есть только название района, например, Архыз, Ергаки или Хибины.
Теперь стоит сесть за компьютер и начать изучать район. В этом помогут обычные Яндекс и Гугл карты, nakarte.me и activеtrip.me и конечно, поисковики. Удобно планировать поход на компьютере с двумя мониторами. На одном у вас текстовые описания, а на другом экран с картой в сервисах nakarte.me или activеtrip.me.
Находите в поисковиках любые описания маршрутов и начинаете отмечать на карте точки, упомянутые в них. Сначала будет сложно — везде незнакомые названия и топонимы на незнакомом языке и устаревших диалектах, но со временем местность станет, как родная и уже в походе от встречных туристов будете легче воспринимать на слух диковинные имена.
Теперь попробуйте соединить в единую линию интересные места. Если одной линии не выходит, то возможно стоит отказаться от части мест или запланировать к ним радиальные выходы.
На какие карты смотреть при прорисовке маршрута
Удобнее всего проектировать своё будущее путешествие с nakarte.me и activеtrip.me. Здесь собраны разные виды карт, на данные которых нужно опираться в планировании.
OSM в этом случае будет основным источником данных о местах стоянок, источниках воды и прочих полезных заметках на маршруте. Подробнее об этих картах и навигации в походе можно прочитать в статье Навигация в туризме. Теория и навыки от А до Я.
Карты Генштаба — это устаревшие советские карты. Их достоинство на начальном этапе планирования в чётком написании географических названий объектов, которые встречаются в отчётах. В ОСМ эти названия тоже есть, но показываются они на разных уровнях масштаба, что неудобно на этапе знакомства с районом.
Треки STRAVA. Вообще Strava — это приложение для спортсменов, которое считает статистику для тренировок. Включённый слой Strava поверх другой карты покажет, где люди передвигаются, а где нет. Если вы видите тропинку на OSM, по которой нет треков, стоит задуматься, существует ли тропинка на само деле? Может она заросла или её нарисовал человек, пробравшийся там в одиночку и называющий тропой всё, где он прошёл. Может быть и обратная ситуация. Кучу треков оставляют лыжники, снегоходчики и парапланеристы. Все они проходят там, где летнему пешеходу не пройти. Поэтому по возможности отключаете зимние треки. Помните, что люди не аккуратны и не все отметили свой трек как зимний.
Wikimapia — старый сервис, где люди рамками выделяли объекты и подписывали их. Можно найти стоянки и родники и много полезной информации. Правда, часто объекты отмечены на глазок. Много информации содержится в комментариях к объектам.
Спутниковые снимки. В разных районах разное качество и возраст спутниковых снимков от разных сервисов. Вам надо выбрать самый удачный. Если у вас простой поход, то спутниковый снимок вам не нужен. В сложных малопосещаемых регионах иногда только спутниковый снимок является источником информации о маршруте. Там можно увидеть места разлива рек и отмели, каньоны, не отмеченные на карте, границу лесов и болот. К анализу спутниковых снимков в незнакомых районах надо относиться очень осторожно.
Можно ли доверять треку, найденному в интернете
В поисках информации о маршруте, может повезти и вы найдёте треки сразу всего похода разделённые по дням. Скачивайте их осторожно. Откройте их на карте OSM и присмотритесь. Если трек точно повторяет тропинки OSM, то это трек проложенный автопрокладчиком маршрута, например, как в mapmagic.app. Вам не нужен такой трек. Выбирайте трек, в котором будут какие-то хвостики и кракозябры, небольшие срезания тропинок. Это трек похода, который записывали люди, реально прошедшие маршрут. Но даже такой трек без описания — бесполезен и даже опасен. Обязательно ищите текстуальное описание с фотографиями вашего маршрута.
Самые подробные описания обычно составляют спортивные туристы для подтверждения прохождения своих маршрутов. Их можно найти на сайтах:
- tlib.ru
- tourism.ru
- tkhse.ru/biblio/reports
- hnkosterev.narod.ru/otchets.html
- tyr-zo.narod.ru/otchets.html
- mountain.ru/mkk/biblio
Но в отчётах спортивных туристов скептически относитесь к указанному километражу. Он практически всегда завышен.
Есть сайты и просто с треками, описаний к ним чаще всего нет:
- wikiloc.com
- hiking.waymarkedtrails.org
Если вы качаете трек без описания, будьте предельно внимательны
Обращайте внимание на:
- количество точек в треке – возможно это и нереально пройденный трек, а чей-то план, накликанный в мониторе. Или чей-то приёмник GPS ставил отметки раз в час – такое тоже не нужно. Плохой трек сразу виден как ломаная линия с малым количеством поворотов редко совпадающая с дорогами. Хороший трек часто изгибается, отражает все шаги туда-сюда;
- возраст трека – если есть выбор, лучше взять поновее;
- время года записи трека – хитрые лыжники, снегоходчики зимой проходят по болотам, озёрам и рекам, которые летом непроходимы, летний альп маршрут может оказаться лавиноопасным в другое время года и т.д.;
- автор трека – КМС по альпинизму пройдёт там, куда пешую единичку лучше не вести, трек пешей группы вряд ли подойдёт велотуристам;
На какие факторы смотреть при планировании маршрута
Задачи и сложности
Познакомившись с районом, определитесь с целью вашего путешествия: вы хотите сходить в поход по красивым местам или преследуете спортивные цели, например, пройти маршрут, соответствующий спортивному горному походу. Если в описаниях встречаются непонятные вам вещи: что-то про верёвки или броды, с чем вы ранее не сталкивались, откажитесь от посещения этих мест. Вы должны сначала сходить участником через такие препятствия.
Команда
Исходя из плана подбираются люди в команду. Возможна и обратная ситуация - у вас уже есть готовая группа друзей, опыт которой вам известен, и под неё вы стоите маршрут. Если в команде есть новички и дети, вся группа будет двигаться с их скоростью, даже если все остальные мастера спортивного туризма.
Время года
Читая описания маршрутов, сразу обращайте внимание на время года. В горах лето начинается позже. Если отчёт об июльском походе, это не значит, что то же самое будет в мае. Маршрут может измениться до неузнаваемости.
Особые природоохранные зоны
Обратите внимание на наличие бюрократических зон на территории, по которой проходит маршрут. Это может быть пограничная зона — пропуск туда легко оформляется на госуслугах. А может быть заповедник или природный парк. Условие оформления пропусков в эти места всегда разные, почти всегда неудобные — надо изучать сайт каждого заповедника. Самое грустное, что сложно понять границу такой природоохранной территории. Тут вам тоже поможет OSM, где нанесены границы этих территорий.
Логистика
Уделите внимание транспортной доступности региона. Например, Хибины доступны практически сразу при выходе из поезда. Кавказ хотя и расположен так близко, но заброска в точку старта часто находится в 200-300 км от ЖД вокзалов и аэропортов. Примером дорогой заброски служит плато Путорана, тут нужна лодка или вертолёт. Главное — понимать на какую сумму рассчитывать путешествие, а добраться можно и в космос.
Как рассчитать продолжительность маршрута
Как рассчитать дневные переходы? Формула подсчёта: в день надо набрать 20 единиц. За одну единицу считаем 1 километр по горизонтали и 100 метров набора высоты. Т.е. 20 километров по плоскости примерно равны 10 километрам по горизонтали с подъёмом на высоту 1 километр. Количество единиц для разных групп будет разным. Обычная группа не выдержит более 20 единиц несколько дней подряд. Все устанут, сотрут ноги и придётся делать незапланированный день отдыха. Бригада спортсменов может закладывать и больше, а если в группе пенсионеры и мамы с детьми, то сжальтесь над ними.
В большинстве случаев вы не сможете придерживаться точно этой формулы. Дневные переходы будут определяться возможными стоянками и источниками воды. Места под стоянки отмечают на картах OpenStreetMap (в nakarte.me и mapmagic.app много стилей OSM, где это можно увидеть). Любое приложение на смартфоне также использует один из видов ОСМ.
Запланируйте на вашем маршруте резервные и аварийные варианты пути.
Резервные — это когда необходимо отказываетесь от прохождения каких-то мест из-за непогоды или нехватки времени, но при этом продолжаете поход в своё удовольствие. Нужно знать заранее, что делать если, например, река разлилась и снесла мост или брод оказался невозможным.
Аварийные варианты маршрута — это максимально короткий путь в цивилизацию в случае ЧП, например, болезнь участника. В некоторых районах аварийные варианты рисуются очень просто. Практически из любого места Приэльбрусья, Западного Кавказа, Хибин вы через полтора дня будете в посёлке или на асфальтовой дороге. Этим районы хороши для новичковых походов.
А из Восточных Саян или с Путорана таких вариантов слива почти нет. В случае чего вам просто придётся пойти назад или надеяться на вертолёт.
Запасной день.
В походе, даже самом простом, может случиться всякое, что задержит вас в пути. Самая популярная причина — плохая погода. Поэтому положено закладывать резервные дни, просто чтобы не опоздать на поезд или самолёт.
Если резервный день не используется, он обычно превращается в дневку. В обычном месте это очень скучно. Планируйте запасные дни в каких-то то интересных местах: горячие источники, красивые места, по которым можно погулять недалеко. Подойдут места с кафе, рыбой, которую можно поймать. Если таких мест нет — заложите в маршрут петли и радиалки. Если всё пойдёт по плану — вы сходите в них, если задержитесь на маршруте — не сходите и ладно. Чем ближе такие петли к концу маршрута, тем они полезнее.
В каком формате качать треки
Существует много форматов, но последнее время фигурируют только два: .kml и .gpx
GPX (GPS eXchange Format) – формат сохраняющий треки, точки и маршруты. Также он прописывает в треке время сохранения каждой его точки. При желании, открыв файл трека даже обычным текстовым редактором, можно увидеть время его создания, а можно увидеть сколько занял путь людей по времени. Поддерживается большинством навигаторов.
KML или KMZ хороший формат, но время не пишет. Соответственно, непонятно направление движения. Его не видят приборы Garmin, но видят популярные
Именно в этих форматах вам предложит скачать треки nakarte.me или activеtrip.me.
Учитесь планировать свои приключения самостоятельно, так путешествие начнётся уже дома перед монитором.