То, что раньше было невозможным, сегодня приобретает черты реальности. Лёгкое, надувное, компактное и одновременно надёжное, управляемое гребное судно существует!
Профессиональный каякер, гид, инструктор по каякингу. Директор компании Vodagear watersports equipment. Руководитель Краснополянского клуба каякинга sochikayak.
Конечно, в совокупности пакрафт — это не каяк и не КНБ. Это огромный компромисс среди гребных судов всех категорий. А использовать его можно на любой воде и для огромного списка задач с любым уровнем подготовки пловца.
Давайте же разберёмся в нюансах.
Что такое пакрафт и чем он отличается от «надувных матрасов»? Основные преимущества и отличия от каркасных лодок
Начнём с того, что пакрафт — это компромисс среди гребных судов всех категорий, который открыл новые форматы путешествий и отдыха на природе.
Что же такое пакрафт? В переводе с английского pack — «упаковка», «упаковывать», raft — «надувной плот». То есть компактный плот. Такое название в первую очередь отражает компактность и вес.
Мы привыкли жертвовать чем-то в угоду чему-то. Пакрафтинг позволяет сгладить углы, максимально обтекает неровности параметров и их взаимоотношений. Конечно, в совокупности пакрафт — это не каяк и не КНБ.
Лёгкость
Идеальный пакрафт весит около 2 кг, хотя есть представители и легче — 1,5–1,6 кг и даже 0,8 кг. Маленький вес — это главное свойство и преимущество перед конкурентами таких лодок.
Компактность
Он настолько мало занимает места, что его можно положить в ручную кладь в самолёт, взять с собой в лёгкую поездку на выходные, использовать вместо матраса на море с детьми или как важный инструмент для переправ в сложной экспедиции.
Надёжность и ремонтопригодность
При длительной эксплуатации пакрафт способен выдерживать долгие износовые нагрузки, а в случае проколов быстро и легко чинится.
Благодаря этим трём качествам он получил широкое применение и приобрёл народную любовь. Кроме этого, лодка легко собирается: нужно только надуть, прицепить упоры, поставить сидушку, собрать весло — и вы готовы к плаванию.
При всех положительных качествах у компактных лодок есть и очевидные минусы.
В сравнении с каркасными байдарками и пластиковыми каяками пакрафты хуже держат курс и имеют меньшую скорость при гребле на гладкой воде.
Они уступают в жёсткости конструкции, что важно на бурной воде. Из-за малого веса и высокой парусности на «паках» сложнее преодолевать открытые пространства при сильном встречном ветре.
Важно понимать, что пакрафт не идеальное судно, но он включает в себя много положительных свойств, которыми не обладает ни одна туристическая лодка. Поэтому он наиболее широко применим по сравнению с собратьями.
История пакрафтинга
Родиной пакрафта считается Аляска и бескрайнее арктическое побережье Канады. Именно стремление к открытиям неизвестного, исследованию территорий и экспедиционный туризм создали пакрафт таким, какой он есть. Исследователи Арктики и Северной Америки использовали суда, похожие на пакрафт, в нескольких разных экспедициях в середине XIX века. Но тогда это изобретение не было востребовано.
По-настоящему пакрафт обрёл современные формы и всеобщее признание в 1982 году в приключенческой гонке Alaska Mountain Wilderness Classic. Тогда Дик Гриффит прошёл сложный маршрут на лыжах и на пакрафте. Его имя стало синонимом рафтинга и пакрафтинга. Дик показал, что на маленькой надувной лодочке, которую использовали только в экстренных случаях, можно путешествовать. Точно так же он внедрил в жизнь и рафтинг по горным рекам.
В России первые аналоги пакрафта имели довольно большой вес и доступны были только ограниченному кругу лиц. Например, ЛАС-1 (лодка аварийно-спасательная) и «Уфимка-2». Поэтому внимание советских туристов отняли более тяжёлые каркасные плавсредства. Их можно было смастерить в гараже самостоятельно.
Но и в США бум пакрафтинга случился только в начале двухтысячных с появлением в 2001 году бренда Alpacka Raft, который более 10 лет доминировал на рынке.
В России первые пакрафты промелькнули в 1990-х годах, но зашли на рынок только в 2010-х. Сегодня же у нас существует много качественных производств компактных надувных судов, чем не могут похвастаться другие страны мира.
Для каких задач подходит пакрафт: куда стоит идти, а куда лучше не соваться
Способов применения пакрафта множество.
Переправы через реки и водоёмы
Пакрафт позволяет туристам экономить время и силы без обхода водных препятствий. Переправляют как людей, так и груз: рюкзаки, велосипеды, мотоциклы.
Набирают популярность комбинированные пеше-водные маршруты, где часть пути проходят пешком с последующим сплавом по водной артерии. Только в таком формате можно путешествовать, например, по плато Путорана. В таких походах решающее значение имеет вес рюкзака, а возможность пересечь реку становится элементом выживания.
Рыбалка и охота и прогулка на пакрафте
Такой формат актуален для спокойных водоёмов. Можно назвать это водным треккингом, по аналогии с пешим. Простая и спокойная гребля по красивым местам, созерцание и лёгкие нагрузки. Доступно для активности с детьми.
Экскурсионные прогулки в городской черте
Во многих городах проводят речные экскурсии. Например, в Санкт-Петербурге можно прогуляться по каналам города, посетить достопримечательности исторического центра и выплыть к крейсеру «Аврора», поплавать вдоль Петропавловской крепости.
Прежде чем отправиться на сплав по речным каналам внутри города, нужно уточнить, можно ли сплавляться, в какое время разрешён сплав и какие меры предосторожности нужно соблюдать. В Санкт-Петербурге были ограничения по времени дня для сплава по каналам, но здесь можно ходить даже на SUP-бордах. Но, например, в Москве есть каналы, которые запрещены для посещения по правилам безопасности, так как по ним ходят большие суда, что может быть опасно для лёгких лодок.
Помните, что правила всё время меняются и их нужно уточнять.
Сплавы по бурным рекам
Эта активность требует специфических навыков и умений, так как сопряжена с риском. Неподготовленным участникам не стоит сплавляться на «паке» по бурным рекам и выходить далеко от берега, особенно на море.
Важно заметить, что не существует универсальной формы пакрафта, которая бы подходила под все вышеперечисленные виды активности. Для каждой из них — своя форма и обвесы. Для большого автономного сплавного похода требуется лодка повышенной грузоподъёмности, так же как и для переправы мотоцикла. Для пешего маршрута, где планируются только переправы по гладкой воде, нужно максимально лёгкое и компактное судно. Для сплава по бурной воде нужна форма для обработки водных структур и минимизации их воздействия на траекторию движения. Поэтому пакрафты бывают разные, как и количество опций оснастки.
Несмотря на все преимущества пакрафта, любое его применение на открытой воде сопряжено с рисками. Потому нужно соблюдать элементарные правила безопасного поведения на воде. Иметь спасжилет, в отдельных случаях ещё и каску, а также общее понимание применения пакрафта.
При всей многофункциональности пакрафта есть ситуации, в которых не стоит использовать это плавсредство, и связаны они больше с навыком пловца.
Не отправляйтесь в водные походы с группой на каркасных лодках. Скорость перемещения будет разной, и группа будет страдать, ожидая пакрафтера.
Для первых опытов избегайте широких судоходных водоёмов. Психологически будет некомфортно, а также можно составить помеху большим судам.
Без большого опыта не стоит выходить в море, даже идти вдоль берега будет опасно без опыта.
И конечно, пакрафт не предназначен быть санками или бассейном.
Какое снаряжение нужно для сплава и сколько оно весит
Обязательным снаряжением для использования пакрафта является весло и спасжилет. Остальное опционально и зависит от сферы амбициозности пловца.
Вес комплекта снаряжения колеблется от 3,5 кг — минимальный набор до 8 кг — полный комплект. Этот показатель сильно зависит от материалов, из которых изготовлено снаряжение. Как правило, более лёгкие материалы стоят дороже. В этом случае нужно искать баланс цены, веса и надёжности и не забывать о потенциальных нагрузках.
Для проката пакрафтов подойдут самые дешёвые и тяжёлые представители, так как в большинстве случаев доставка до воды происходит на машине. Для длинных сложных автономных экспедиций вдали от цивилизации требуется максимально лёгкое и одновременно надёжное снаряжение. И в этом случае цена оправдывает себя, в такой ситуации сэкономленные на снаряжении средства могут стоить жизни.
Весло выбирайте многосоставное, особенно для комбинированных маршрутов, так не придётся искать ветки в лесу или нести весло снаружи. Удобнее будет использовать весло с асимметричной формой лопасти, так лодка будет лучше держать курс во время гребка.
Для пакрафта оптимально подходит длина весла 210–220 см. Вес варьируется от 800 г до 1,5 кг.
Спасжилет — обязательный атрибут, особенно для начинающих пловцов. Самые распространённые и доступные модели наполнены плавучей пеной, но для пеше-водных маршрутов удобнее использовать более компактные надувные модели.
Рассчитывайте на вес не менее 800 г.
Каска нужна для сплава по бурной воде, когда есть риск травмировать голову о камни в русле реки. В качестве каски на бурной воде использовать велосипедные шлемы категорически нельзя. Они предназначены для удара на один раз, и не защищают затылок и височные части. У них другой стандарт безопасности. Не экономьте на своей безопасности. Более дешёвые полиэтиленовые модели могут казаться долговечными, но не дадут надёжной защиты.
Гермоупаковка для вещей нужна везде, где вода может проникнуть внутрь рюкзака, в том числе и в пешем походе. Чтобы намочить вещи, не обязательно перевернуть лодку, вода может налиться с весла, ног, или просто пойдёт дождь. Можно выбрать как большие мешки и упаковать в них весь рюкзак целиком или проложить его изнутри, так и использовать отдельные упаковки для снаряжения. Рассчитайте необходимое количество гермомешков, чаще всего лишними они не оказываются.
Неопреновая юбка/костюм или непромокаемая одежда
Это не взаимоисключающее снаряжение, но если вы не собираетесь проходить длинные водные маршруты, но хотите защититься от брызг, то удобнее надеть мембранные брюки. Во всех остальных случаях выбирайте специализированную сплавную одежду из мембраны или неопрена. Неопрен весит больше и занимает довольно много места, но стоит дешевле. Сплавная одежда из мембраны (сухие костюмы, куртки и штаны) имеют меньший вес, в них тепло и комфортно, но они дороже в цене.
Обувь
Используйте неопреновые носки и/или сандалии из ЭВА. Вторые и так стали обязательным атрибутом походов. В такой обуви комфортно входить в воду и сидеть в лодке, пока ваши треккинговые ботинки спрятаны в сухую герму.
Не обязательными, но вспомогательными вещами окажутся:
- Толстая резинка, которую можно натянуть между встроенными креплениями лодки и зафиксировать груз.
- Крупная губка. Лучше всего подойдёт мочалка для мытья машины. Она вбирает в себя много воды и будет спасением, когда срочно надо вычерпать воду с днища пакрафта.
- Электрический мини-насос — это аксессуар для ленивых. Весит он примерно 200 г, и использовать его можно также и для туристического матраса.
Как защитить пакрафт от проколов и как ремонтировать в походных условиях
Как мы говорили ранее, одним из свойств пакрафта является его ремонтопригодность. В экспедиции всегда можно легко починить «пак» при наличии ремкомплекта — обязательного элемента снаряжения в экспедициях, ведь прорезы или проколы рано или поздно случаются.
При повышенных нагрузках на дно — каменистые реки с острыми камнями, техногенный мусор в реке, завалы из брёвен с острыми сучками — можно защитить его так называемым бронированием. На дно наносят защитный слой, который повышает носкость пакрафта, но увеличивает вес. Актуально для прокатных лодок и для сплава по типу «колёсами в воду».
В остальных случаях избежать проколов можно, только умело читая воду и избегая препятствий, которые потенциально могут повредить ваше судно. Если избежать аварии не удалось, имейте под рукой ремнабор, с помощью которого можно быстро ликвидировать проблему. В случае с пакрафтами даже временные латки могут служить долго и превращаться в постоянные.
Для ремонта могут пригодиться заплатки из материала ТПУ (актуально только для лодок, выполненных из такого же материала) и двухсторонний скотч. Ещё с такой задачей отлично справляется специализированный технический скотч. Это средство отлично подойдёт, если прорез слишком длинный. Лодки из ПВХ ремонтируются ещё легче из-за неприхотливости материала.
Старайтесь видеть и выбирать линию движения в русле исходя из безопасности для вас и вашего пакрафта!
Советы новичку на воде: обучение и выживание
Приобрести навык управления пакрафтом можно уже на первом занятии, в отличие от других лодок. Он прощает многие ошибки.
Несколько советов, если вы начали кататься на пакрафте и стремитесь к бурной воде:
- Проводите на воде как можно больше времени. Если в вашем городе нет бурной воды, проводите время на гладкой воде. Чем чаще вы сидите в лодке, тем больше приобретаете контроля над ней, тем более привычным для вас становится снаряжение. Регулярные тренировки позволяют быстрее адаптироваться к бурной воде в походе или туре. Километры делают чемпионов.
- Найдите команду: клуб, тусовку или школу, в вашем городе или другом. Бурноводный пакрафтинг — это командный вид активности. С командой можно выставить страховку, разделить обязанности в быту похода и банально сэкономить на издержках поездки.
- Путешествуйте с лодкой по новым рекам. Сплавляясь по новым рельефам, в неизвестных условиях, вы будете расти технически. Для себя автор статьи определил, что хотя бы раз в год должен сплавляться в новом регионе или по новым рекам.
- Общайтесь с себе подобными в социальных сетях и интересуйтесь темой. В интернете много полезного. Здесь можно почерпнуть информацию о реках, о регионах, о снаряжении, об интересных событиях.
- Посещайте соревнования и фестивали, в своей области и федерального масштаба. Так вы будете ощущать себя частичкой огромной водной тусовки.
- Получайте удовольствие. Особенно это касается прохождений порогов, которые вызывают сомнения. Лучше один раз обнести порог и плавать сто лет, чем один раз проехать и утонуть. Всегда получайте удовольствие от провождения времени на воде.
- И всегда имейте ответ на вопрос «Зачем мне это надо?» на случай усталости и недовольства.
От автора: «Благодаря универсальности, компактности и лёгкости каждый находит в пакрафтинге что-то для себя. Для меня это отличный инструмент обучения каякингу через пакрафт, я нашёл способ познакомить своих друзей, далёких от сплава, с миром рек. В каяк-туры я беру с собой пакрафт как запасную лодку на случай, если каяк сломался или гребец переоценил свои возможности сплава на каяке. Пакрафт открыл для меня массу ручьёв в Сочи и Абхазии, на которые я бы никогда не пошёл с лодкой. Пакрафтинг реанимирует популярность водного туризма по всей стране и ведёт к развитию индустрии в целом».