Сезон сплава по бурным рекам вот-вот начнётся. Кто-то откроет его в Карелии, кто-то на Кавказе, Алтае или Урале, а у кого-то он вообще не заканчивался. Самое время поговорить о безопасности сплава по бурным рекам.
В зарубежном бурноводном сообществе были сформулированы простые и понятные составляющие безопасного сплава — C.L.A.P.: Communication, Line of sight, Avoidance, Position, или по-русски: коммуникация, поле зрения, избегание, позиционирование. Эти крайне простые принципы действительно делают сплав по рекам безопаснее и приятнее. Давайте разбираться, как это работает.
Сертифицированный каяк- и рафтгид, инструктор Международной федерации рафтинга (IRF), создатель компании Ticket2Ride, автор курса по безопасности на бурной воде WW Safety School и книги «Безопасность на бурной воде». Редактор блога компании Сплав.
- 4.Позиционирование
- 4. 1.
- 4. 2.
Коммуникация
Сплав по бурным рекам — командный вид активности независимо от средства сплава, будь то одноместные пакрафты и каяки или многоместные катамараны и рафты. Залог хорошей работы команды — это хорошая коммуникация между её членами. Это первая и самая важная составляющая безопасного сплава.
Инструктаж, объяснение линии движения, сигналы и команды должны быть простыми, однозначными и достаточными. Недопонимания на бурной воде надо избегать любой ценой. Лучше лишний раз переспросить, чем неправильно понять сообщение.
Предстартовый брифинг
Перед началом сплава всей группе необходимо собраться вместе и обговорить самое главное.
- Всё, что необходимо знать о реке или участке реки, который запланировано пройти за день: старт, финиш, длина, примерное время сплава, характер, класс сложности, аварийные выходы, ориентиры неочевидных препятствий.
- Порядок движения: кто лидирует, кто за кем едет, кто за кем присматривает, кто замыкающий.
- У кого какое общественное страховочное снаряжение: запасные вёсла, аптечка, набор для полиспаста, средства связи, ремнабор.
- Какие жесты и сигналы группа будет использовать во время сплава.
- Квалификация и особенности каждого участника.
- Примерный алгоритм действий в случае аварии.
Важно, чтобы каждый участник сплава услышал и правильно понял всё необходимое. Чтобы в этом убедиться, задайте несколько адресных вопросов в конце брифинга, например: «Петя, что ты делаешь, если кто-то в нашей группе отстрелился от каяка? А если соседний катамаран перевернулся?», «Вася, в каких местах мы можем вылезти из каньона и уйти с реки, если что-то пойдёт не так?», «Маша, какие пороги мы собираемся просматривать?»
Коммуникация внутри экипажа
Командные суда, например, катамараны, рафты, байдарки требуют эффективного взаимодействия внутри экипажа. Чем ниже квалификация и схоженность, тем больше команд требуется, и наоборот, слаженный и отлично подготовленный экипаж в состоянии приходить сложные пороги в полной тишине, потому что каждый и так знает, что делать. В квалифицированной команде капитан нужен для выбора одной из нескольких равнозначных линий движения.
Чем короче и проще будет команда — тем лучше. Проще крикнуть «Вправо!», чем «Правый носовой — подтяг! Левый новосой — дуга! Правый носовой — отхват!»
Достаточный набор команд для подготовленного экипажа совсем небольшой: «Вперёд!», «Назад!», «Стоп!», «Вправо!», «Влево!», «Чалка вправо!», «Чалка влево!» Заранее обговорите, какие команды вы используете в своём экипаже.
Коммуникация на реке
Зачастую на сплаве на больших дистанциях невозможно использовать голос, поскольку приходится перекрикивать бушующий поток. На реке мы должны использовать другие способы коммуникации: сигналы свистком и жесты.
Совершенно не важно, какую именно систему сигналов и жестов вы используете, важно, чтобы все участники сплава понимали их одинаково. О значении сигналов следует договориться заранее до начала сплава.
Свисток — элемент снаряжения, который упрощает коммуникацию. Шум воды, дождя и ветра не заглушает свист в отличие от криков. Свисток не даёт эха, которое можно принять за ответ.
- Один сигнал — внимание на меня.
- Два сигнала — внимание вниз по течению.
- Три сигнала — внимание вверх по течению.
- Продолжительное повторение трёх сигналов — аварийная ситуация.
Можно использовать эту схему, а можно заранее договориться и использовать свою.
Язык речных жестов позволяет быстро передавать достаточно длинные и информативные сообщения в пределах видимости. Главное правило языка жестов на сплаве: Всегда показывайте, куда ехать. Никогда не указывайте на опасности. Потому что сообщение «Смотри, какая огромная бочка, я никогда таких не видел!» будет понято следующим райдером как «Двигайся туда».
Система речных жестов была упорядочена Международной федерацией рафтинга и сейчас активно применяется во всём мире не только гидами-рафтерами, но и практически всеми, кто сплавляется по рекам. Вы можете целиком использовать её или добавить в свою систему несколько сигналов. Главное, чтобы все участники группы понимали друг друга.
Рации — отличное средство коммуникации на реке. Однако с ними надо уметь обращаться: иметь достаточно аккумуляторов и регулярно заряжать их, знать правила радиообмена, возить в специальных гермомешках. Кроме того, радиосвязь может не работать в каньонах рек или через перегиб местности. По закону Мёрфи рации ломаются, садятся и перестают работать именно тогда, когда они особенно нужны. Именно поэтому у группы всегда должен быть запасной план: заранее продуманная система жестов и сигналов, которую можно будет использовать, если подведёт радиосвязь.
Там, где есть покрытие мобильной связи, телефоны могут быть крайне полезны для связи с внешним миром или с береговой командой поддержки, например, водителем автомобиля сопровождения. Для оперативной коммуникации между участниками они практически бесполезны, но могут пригодиться, если группа разделилась или кто-то потерялся.
Поле зрения
Универсальное правило: Не вижу — не еду. Никогда не проходите участок реки, если не видите линию движения. Если нужно — выйдите на берег на просмотр. Между вами и краем вашего поля зрения всегда должно быть минимум одно улово, в которое вы точно сможете зайти. За слепым поворотом реки может поджидать сплошной завал без возможности зачалиться перед ним, а за горизонтальным урезом — непроходимый водопад.
В поле зрения каждого из участников сплава всегда должны находиться другие члены группы, один впереди и один сзади (если, конечно, речь не идёт о ведущем и замыкающем). Если это не так, значит, группа чрезмерно растянулась, надо притормозить и собраться вместе. Не расплывайтесь по разным протокам в местах, где река делится на рукава. Убедитесь, что вы видите окружающих, а они видят вас.
Идущих впереди можно и нужно использовать для определения линии движения в пороге. Если у товарищей впереди всё идет хорошо, едем туда же, а если нет — то выбираем альтернативную линию движения. Не забываем регулярно оборачиваться назад, чтобы убедиться, что у следующих за нами всё в порядке.
Если участники сплава держат друг друга в поле зрения, то при аварии спасательные работы будут начаты незамедлительно. В противном случае спасателям придётся потратить много времени на поиск пострадавших и только потом приступать к спасению.
Избегание
Гораздо проще не попадать в неприятности, чем потом героически из них выпутываться. Профилактика лучше лечения. Всё, что мы делаем до и во время сплава, должно быть направлено на избегание лишнего риска и опасностей. Грамотная подготовка и планирование сплава сокращают риски. Тренировки и практика позволяют выдерживать необходимую линию движения. Правильный выбор линии в пороге предотвращает аварийные ситуации. Оптимальный комплект личного и группового спасательного снаряжения упрощает ведение спасработ.
Обнос порога по берегу — очевидный способ избежать опасности, если вы считаете, что сложность препятствия превышает ваши навыки. В обносе нет ничего стыдного — это нормальная часть сплава по бурным рекам. Это личное решение каждого. Ни гид, ни руководитель, ни капитан судна, ни напарники по экипажу не могут принуждать к прохождению препятствия. Никто лучше вас не знает ваши навыки и возможности, никто, кроме вас, не может принять решение, от которого в конечном итоге зависит ваша жизнь.
Позиционирование
Всегда выбирайте такое место, откуда вы будете наиболее полезны группе.
На воде
Хорошо знаете реку — будьте первым, чтобы показать остальным линию движения. Сплавляетесь похуже и не очень уверены в себе — езжайте за лидером или другим сильным каякером или экипажем катамарана или рафта. Хорошо сплавляетесь, но впервые на этой реке — станьте замыкающим в конце колонны.
Правильно выбирайте место для страховки с воды. Правильное позиционирование — это 50 % успеха спасательных работ. За порогом выберите улово, которое будет отвечать следующим тревобаниям:
- в нём должно быть удобно стоять продолжительное время, не расходуя силы на удержание;
- из улова должен быть хороший обзор вверх по порогу, чтобы можно было заранее увидеть приближающихся жертв. Если обзор недостаточен, следует организовать коммуникацию при помощи свистков, раций или сигнальщика;
- выход из улова на струю не должен представлять сложностей для спасателей;
- участок ниже по течению должен быть пригоден для страховки.
На берегу
Продумайте негативный сценарий развития событий при прохождении порога и определите места и методы страховки. Хорошо кидаете спасательный конец — встаньте в ключевом месте и приготовьтесь к спасработам. Хорошо плаваете — встаньте на страховку живцом, если это необходимо. Плохо получается и то, и другое — держите верёвку, пристёгнутую к живцу. Нет опыта в организации страховки — возьмите в руки фотоаппарат. Никогда не мешайте спасателям делать их работу.
Эта простая концепция может показаться примитивной, но она действительно делает сплав безопаснее, если каждую минуту каждый член команды делает всё, чтобы эффективно коммуницировать с другими членами группы, не проходить пороги вслепую, видеть других участников, избегать попадания в неприятности и находиться в том месте, где он будет наиболее полезен команде. Помните об этих четырёх составляющих безопасности на бурной воде, и увидимся на реках!