Весной этого года компания «Сплав» выпустила серию страховочных жилетов для пакрафтеров, водных туристов, рафтеров и каякеров. Мне посчастливилось непосредственно поучаствовать в разработке и тестировании двух из трех жилетов в линейке. Я хотел бы рассказать о верхней модели – Phantom Pro, как появилась идея, как проходила разработка и тестирование и почему он получился таким, каким получился.
Сертифицированный каяк- и рафтгид, инструктор Международной федерации рафтинга (IRF), создатель компании Ticket2Ride и автор курса по безопасности на бурной воде WW Safety School и книги «Безопасность на бурной воде».
Идея
Компания «Сплав» провела глубокое исследование своей аудитории и выяснила, что огромное количество реальных и потенциальных покупателей их продукции имеют отношение к сплаву по рекам. В связи с этим было принято решение расширить ассортимент соответствующих товаров: весел, касок, гермомешков и даже лодок. А также сделать свою собственную линейку страховочных жилетов.
Направление было поручено Андрею Миронову. Андрей – в настоящее время пакрафтер, имеющий солидный опыт сплава на катамаранах и каяках. Мы познакомились в одном из моих каяк-туров в Индии и стали друзьями. Андрей позвал меня поучаствовать в разработке серии страховочных жилетов.
Идея заключалась в следующем: совместить плюсы малообъемных жилетов из пены для каякинга и надувных жилетов для водного туризма, попытаться избавиться от их недостатков и сделать красивый, функциональный и подходящий для сложного слава продукт.
Каякеры используют жилеты небольшого объема с наполнителем из пены. Они минимально стесняют движения, позволяют много и эффективно двигаться при гребле или заплыве отдельно от судна. Однако, они достаточно тяжелые и очень объемные. Порой такой жилет занимает треть баула, собранного в экспедицию.
В России водные туристы традиционно используют надувные жилеты большого объема. Они дают больше пассивной безопасности, но за это приходится расплачиваться подвижностью. А Phantom Pro очень компактный в сдутом виде и мало весит, что важно при пеших забросках на дикие реки.
Идея заключалась в создании надувного жилета небольшого объема, легкого и компактного в сложенном состоянии, обладающего всеми необходимыми фишками для ведения спасательных работ и дающего такую же свободу движений как современный качественный жилет для каякинга.
Сначала мы с Андреем обсуждали общие требования, форму, функционал жилета. Потом рисовали скетчи, затем, выработав общее представление о том, как жилет должен выглядеть, мы отправились к Александру Землянскому, конструктору снаряжения, автора дизайна множества популярных рюкзаков, туристу-воднику.
К весне 2021 года был готов первый прототип, и я поехал тестировать его на своих курсах безопасности на бурной воде. По итогам заплывов и тасканий за лямки моей тушки выяснилось, что концепция маленького надувного жилета полностью рабочая. Так получился жилет Phantom – тот, который сейчас является средним в линейке.
Когда мы определились с формой и объемом подушек, решили развить идею и сделать жилет для сложного сплава по бурной воде и любых спасательных работ. К жилету надо было прикрутить систему со стропой-самосбросом. Что это такое и для чего это нужно.
К лету был готов прототип, как раз вовремя, ведь я уезжал работать гидом на Алтай на две месяца. Идеальные условия для тестирования страховочного жилета в боевых условиях. По итогам поездки в конструкцию были внесены значительные изменения, и прототип превратился в готовое изделие – жилет Phantom Pro.
Характеристики
Объем 14 литров, подъемная сила 140 N. Каякерам покажется, что это много. Реальная подъемная сила стандартного жилета для каякинга гораздо больше указанных в паспорте 70 N и составляет 100 – 110 N в зависимости от модели и производителя. На сплаве жилет не мешает грести, делать эскимосский переворот или прыгать лупы.
Вес: 750 г. Это заметно меньше, чем вес любого аналогичного по функционалу жилета с наполнителем из пены.
Конструкция. Что и почему?
Жилет обладает силовым каркасом из строп. Плечевые лямки проходят по спине и груди и пересекаются со стропой на талии. Это дает прочность жилету. Можно не бояться, что лямка оторвется, когда товарищи будут вытаскивать из-под завала. Технологически решение достаточно сложное.
Одна из главных фишек всей серии жилетов Splav – надувные подушки. Они сделаны из прочного Nylon 210D TPU и имеют плоскую форму. Этого удалось добиться за счет перемычек внутри подушки. В результате при надувании она не стремится к форме шара, а жилет хорошо прилегает к телу и не сильно выступает за габариты пользователя.
В процессе тестирования выяснился интересный факт. Подушки мягкие и эластичные, если их не накачивать не до звона. Это дает гребцу дополнительную свободу движений, которая так нужна на сложном сплаве или фристайле. Дарья Кузищева выиграла этап кубка России по акробатическому фристайлу на бурной воде в жилете Splav и очень хвалила его за комфорт и свободу движений.
Грудную подушку можно поддуть, не снимая жилета. Заднюю – нельзя.
Внешний материал самого жилета - Nylon Honeycomb 100D. Это достаточно уникальная тряпка, сочетающая высокую прочность и низкий вес. Такая же используется в серии легких рюкзаков Splav Gradient. Жилет снабжен светоотражающими элементами на груди и спине, что облегчает ночные поисково-спасательные работы.
На груди имеется большой карман органайзером внутри. Он получился суперудачным. У меня в кармане умещается мультиинструмент, шоколадный батончик, маленький тюбик с кремом от загара, пятиметровая чулковая стропа с муфтованным карабином. И карман практически не выступает за габариты жилета. Это важно, когда вы залезаете из воды на перевернутый рафт, катамаран или камень в русле.
Лямки максимально простые: стропа с пряжкой-трехщелевкой для регулировки длины. Все для облегчения конструкции.
Жилет оборудован стропой-самосбосом. Его можно использовать при страховке живцом, диагональных переправах и для таскания на трамвае чужих залитых каяков. Проверял лично много раз, все работает прекрасно.
Жилет можно надеть как майку через голову, а можно расстегнуть с правого бока два фастекса и стропу-самосброс, кому как удобнее.
На боках передней подушки расположены стропы для крепления стропореза. Правда, туда можно закрепить только короткий нож. Мой McNett пришлось крепить на лямку.
Нижняя часть кармана и края пенных крылышек усилены Cordura 500D. В процессе тестирования выяснилось, что эти места подвержены истиранию при гребле или перевозке жилета в каяке. На этой же фотографии виден дренаж кармана. Емкости для подушек также имеют систему слива, чтобы жилет на набирал воду.
Жилет прекрасно работает без паховых ремней, однако, внизу есть петельки, к которым можно их прикрепить.
Для кого этот жилет?
Изначально мы метили в сплавляющихся по бурной воде пакрафтеров, но оказалось, что жилет подойдет всем, кто имеет дело с горными реками: каякеры, SUP-серферы, рафтеры, катамаранщики, фристайлисты, морские каякеры и т.д. Получился полностью функциональный страховочный жилет для бурной воды с рядом дополнительных фишек. Главная из них – объем в сдутом состоянии. Если вы когда-нибудь летали на самолете с полным комплектом сплавного снаряжения, то вы знаете, что жилет с наполнителем из пены занимает треть и более объема. Баул с барахлом нередко превышает габариты бесплатного провоза багажа, приходится ругаться на стойке регистрации и напяливать жилет на себя. Жилет Phantom Pro решает эту проблему. В сложенном виде он чуть больше литровой бутылки. Малый вес порадует вас на пешей заброске на дикую отдаленную реку.
Я много путешествую по стране и летаю на самолетах. Именно поэтому из всех жилетов на рынке я выбрал для себя именно Splav Phantom Pro.
В этом видео можно ознакомиться со всей линейкой страховочных жилетов Phantom.
Кому жилет не подойдет?
Слаломистам такой объемный жилет точно не нужен. Будет мешать пролезать под вешками. Наверное, я бы не рекомендовал его для сплава по малорасходным крутопадающим рекам высшего класса сложности, потому что чисто теоретически жилет можно проткнуть об сучки завала или острые камни.
Несмотря на прочные материалы, мне удалось порвать жилет на спине об торчащую острую железку во время залезания на перевернутый катамаран. Внешняя ткань жилета была разрезана, но подушка не пострадала.
Личные доработки
Я отрегулировал длину плечевых лямок и намертво пришил их. Я вряд ли выросту или уменьшусь в размерах, а при транспортировке в лодке они часто растягивались.
Для того, чтобы застегнуть или расстегнуть фастексы на правом боку, чтобы снять жилет, требуется определенная гибкость. Думаю, этот узел регулировки можно сделать удобнее и проще. Постараемся поправить к следующей весне.
Итого
Страховочный жилет Splav Phantom Pro – уникальная штука. Такого никто раньше не делал, по крайней мере в промышленных масштабах. У нас получился легкий, суперкомпактный надувной жилет для сплава по бурной воде на любом типе судна, снабженный всем необходимым для спасательных работ любой сложности. А еще он получился очень красивым.
Если вам важен вес и упаковочный размер жилета, если вы много летаете со снаряжением для сплава, если вы собираетесь долго идти пешком до бурной реки через тайгу – этот жилет для вас.
Но помните, страховочный жилет защищает, но не гарантирует безопасность. Мало иметь самое лучшее снаряжение, важно уметь им пользоваться.