В прошедшем декабре мне довелось побывать в уникальном месте в стороне от хоженых туристических троп – индийском штате Аруначал-Прадеш, который расположен в Восточных Гималаях. Я принял участие в программе обучения местных жителей каякингу и рафтингу и сплавился по великой азиатской реке Сианг, более известной в России как Брахмапутра. Продолжаю цикл статей о приключенческом туризме в Индии и спешу поделиться информацией об одном из немногих по-настоящему экзотических мест, оставшихся на Земле, – Аруначале и удивительной реке Сианг.
Сертифицированный каяк- и рафтгид, инструктор Международной федерацией рафтинга (IRF), создатель компании Ticket2Ride и автор курса по безопасности на бурной воде WW Safety School и книги «Безопасность на бурной воде». Редактор блога компании Сплав
По-настоящему экзотическое место
Штат Аруначал-Прадеш расположен на самом востоке Индии на южных склонах Гималаев. С запада он граничит с Бутаном, с севера – с Китаем, с востока – с Бирмой и с юга – с индийским штатом Ассам. Даже по меркам Юго-Восточной Азии Аруначал – это очень дикое место. Цивилизация пришла сюда всего лишь шестьдесят лет назад. Люди ещё не успели распахать джунгли на плантации, проложить повсюду асфальтированные дороги, перекрыть реки дамбами, а в горах понастроить отелей. Таких мест на нашей планете осталось совсем немного.
Аруначал – это территория племён. Жители штата больше похожи на тибетцев, чем на индийцев. Они преодолели путь из каменного века до современности всего за три поколения. Пятьдесят лет назад индийское правительство рассыпало с вертолётов монеты, чтобы местные жители перешли от бартера к товарно-денежным отношениям. До сих пор около 3 % населения штата ведёт первобытный образ жизни, проживая в деревнях глубоко в джунглях, охотясь на обезьян при помощи маленьких луков. Даже в крупных городах постоянно можно видеть людей в шапках из клюва птицы-носорога и с огромным мачете на поясе. На территории штата многожёнство по-прежнему в порядке вещей. Благосостояние измеряется в митунах – крупных рогатых животных, напоминающих одновременно корову, буйвола и бизона.
Найти англоговорящего человека в Аруначале гораздо сложнее, чем в остальной Индии. Каждое племя говорит на своём языке, но все знают хинди. Для коммуникации с местными жителями неплохо знать пару десятков слов на хинди.
До недавнего времени каждое племя исповедовало свою пантеистическую религию, поклоняясь Солнцу и Луне. Сейчас в Аруначале активно работают миссионеры, обращая местных жителей в христианство, ислам, буддизм или индуизм. Местные верования причудливо смешиваются с большими религиями.
Аруначал-Прадеш – это предмет территориального спора между Индией и Китаем. До обретения Индией независимости граница с Тибетом была чистой формальностью. В 1962 году Китай после захвата Тибета начал вторжение в Индию в Ладакхе и Аруначале. Итогом войны стала потеря Индией территории на северо-западе страны и подвешенный статус Аруначала. В настоящее время конфликт заморожен.
Сегодня Аруначал – одна из самых милитаризованных территорий Азии. Из-за конфликта установлен специальный режим посещения штата для всех, кроме местных жителей.
Пермиты
Аруначал-Прадеш является полузакрытой территорией. Все, включая индийцев из других штатов, должны получать специальное разрешение – пермит для посещения Аруначала. Самостоятельное оформление пермита для туристов невозможно, приходится пользоваться услугами местных немногочисленных турфирм. Разрешение стоит около 5000 рупий, срок оформления до двух месяцев. В заявке нужно перечислить регионы штата и населённые пункты, которые вы планируете посетить. От указанного плана отклоняться нельзя, поэтому обязательно внесите в заявку запасной вариант маршрута на случай, если что-то пойдёт не так.
Разрешение действует один месяц, но при необходимости может быть продлено.
Не пытайтесь обмануть систему. Индийские власти проверяют пермиты практически в каждом населённом пункте. Нахождение в Аруначал-Прадеше без разрешения повлечёт за собой серьёзные проблемы.
Стандартное индийское время
В Индии нет деления на часовые пояса несмотря на то, что страна вытянута с востока на запад почти на 3000 километров. Это значит, что в Аруначал-Прадеше в декабре Солнце восходит в 5:50, а садится в 16:20. Придётся привыкнуть к ранним подъёмам, чтобы по максимуму использовать световой день.
Особенности навигации и связи
Из-за спорного статуса штата и общеиндийской государственной паранойи ориентирование на местности в Аруначал-Прадеше имеет особенности. Невозможно найти нормальную топографическую карту региона. Приложения на основе OpenStreetMap, такие, как Maps.me и Organic Maps, могут дать только общее представление о реках и главных дорогах. Оптимальным решением для навигации в штате является связка спутниковых снимков Google и карт советского Генштаба.
Использование незарегистрированных спутниковых телефонов под запретом во всей Индии. Однако даже в таком диком месте, как Аруначал, прекрасно развита мобильная связь. За время сплава по Сиангу у нас была только одна ночёвка без связи и доступа к мобильному интернету.
Река со множеством имён: Ярлунг-Цангпо, Сианг, Брахмапутра, Джамуна
Целью нашего путешествия в Аруначал был сплав по Сиангу. Вряд ли вы когда-то слышали это название, зато наверняка что-то знаете о Брахмапутре. Так вот, это одна и та же река. Давайте разбираться.
Одна из крупнейших водных артерий Южной Азии начинается на склонах священной горы Кайлас, затем пересекает Тибет с запада на восток, затем поворачивает на юг, прорываясь через Гималаи, выходит на равнину и сливается с Гангом. Река имеет длину почти 3000 км и протекает по территории Китая, Индии и Бангладеша. На протяжении своего пути от истока к устью она имеет разные названия: в Тибете – Ярлунг-Цангпо, в индийском штате Аруначал-Прадеш – Сианг, в штате Ассам – Брахмапутра, в Бангладеш – Джамуна.
В Аруначале, где мы сплавлялись, река называется Сианг. В российской бурноводной тусовке этот сплавной участок принято ошибочно называть Брахмапутрой по нескольким причинам. Во-первых, многие помнят это название по школьным урокам географии, во-вторых, очень красивое и звучное слово переводится с хинди как «сын Брахмы», в-третьих, Брахмапутру можно разглядеть на любом глобусе.
Местные жители Аруначала не любят, когда реку называют Брахмапутрой. Это название отсылает к индуизму, религии, которая пришла на территорию штата всего полвека назад и не получила широкого распространения. Сианг превращается в Брахмапутру после слияния с реками Дибанг, Лохит и Субансири на равнине в штате Ассам.
Краткий гайд, как по фотографии определить правильное название великой азиатской реки:
- если вокруг горная пустыня со множеством белоснежных вершин или если река валится вниз ужасными непроходимыми на первый взгляд порогами, то это Ярлунг-Цангпо;
- если на фото поросшие первозданными джунглями горы, сквозь которые река течёт то спокойно, то образуя огромные пороги, в которых можно разглядеть крохотные каяки, рафты и катамараны, то это Сианг;
- если на берегу растут пальмы, вода в реке практически не течёт, на горизонте видны очертания больших кораблей, а противоположного берега не видно совсем, то это Брахмапутра или Джамуна.
Сплав по реке Сианг
Старт: деревня Tuting.
Финиш: город Pasighat.
Длина: 210 км.
Продолжительность сплава: четыре дня для каякеров, шесть-семь для рафтеров и катамаранщиков.
Уклон: незначительный.
Расход в декабре: 1200 куб. м/сек.
Сложность: III–IV международный класс.
Сезонность: с ноября по апрель. Ноябрь-декабрь – время высокой воды.
Характер реки: огромные пороги, разделённые длинными участками спокойной воды.
Логистика
Для начала нужно добраться до Дели. Оттуда местными авиалиниями надо прилететь в Дибругарх, крупный город в штате Ассам. Дибругарх – это начальная точка для любого путешествия в восточную часть Аруначала. Если вы хотите посетить запад штата, то вам нужен перелёт в город Гувахати.
Чтобы добраться из Дибругарха в Тутинг, нужно нанять джип с водителем. Это можно сделать в той же туристической компании, которая оформляет разрешения на посещение Аруначала. В джипе могут комфортно разместиться четыре человека и много снаряжения. Аренда транспорта стоит около 9000 рупий в день. Дорога на старт занимает два дня. Первый – от Дибругарха до Аингкионгa (Yingkiong) по относительно хорошей асфальтированной дороге, второй – до Тутинга по плохой грунтовке.
Описание
Реку Сианг можно описать двумя словами: огромная и уникальная. Ничего похожего нет в России, да и за границей я такого не видел. Казалось бы, логично сравнить Сианг с Катунью – большой порожистой рекой похожего характера, но лично у меня сплав по Сиангу ассоциируется с морским каякингом на Камчатке в шторм. Прохождение первых нескольких порогов было очень эмоциональным. Ощущаешь себя крохотной игрушкой в руках великанов. Правда, достаточно скоро к масштабам порогов Сианга привыкаешь, и эффект исчезает.
Несмотря на размеры волн в порогах, Сианг – река несложная. Для каякеров это самый большой класс III на планете. При желании самые страшные водные структуры можно объехать. Для рафтеров и катамаранщиков всё гораздо интереснее. Об этом ниже.
Обязательно стоит просмотреть с берега порог Neging, расположенный в устье притока Ripong Asi, порог Pallsi в устье одноимённой реки, порог Tooth Fairy (координаты 28.786688, 94.914184), порог Moaning Madness ниже автомобильного моста в Аинкиоинге и порог Karko Killer в устье ручья Simyuk. Отдельно стоит рассказать про Tooth Fairy. В первой ступени порога под скалой левого берега расположены опасные плохие улова, представляющие опасность для рафтов и катамаранов. Коммерческие группы предпочитают обнести первую ступень по правому берегу. Обнос короткий и несложный. В остальных препятствиях Сианга линия движения очевидна с наплыва, однако это не значит, что её легко выдержать на большом гружёном судне. В нашей группе рафты переворачивались дважды.
Летом в сезон муссонов, когда расход Сианга увеличивается на порядок, река размывает старые и создаёт новые гигантские пляжи. На них очень удобно организовывать лагерь для ночёвки. Единственный недостаток – это песок, на второй день путешествия оказывающийся повсюду: в спальнике, на одежде, в еде, на зубной щётке. С дровами проблем нет. Муссон оставляет на берегу невероятное количество высохшей древесины, так что нет никакой надобности брать с собой газовую горелку.
Сианг невероятно красив. Берега, заросшие первозданными джунглями, прибрежные скалы причудливой формы, каньонные участки реки с высокими стенками. Вдоль Сианга на значительной высоте над рекой проходит автомобильная дорога и расположено множество мелких деревень, но эти признаки надвигающейся цивилизации совершенно не бросаются в глаза. Время от времени на берегу можно встретить одинокого рыбака или заблудившегося митуна.
В начале декабря вода в Сианге имеет температуру +13 градусов, воздух +25–30. Каякерам комфортно сплавляться в драйтопе и шортах, рафтерам и катамаранщикам – в тонком неопреновом костюме. В январе и тем, и другим лучше подойдут сухие костюмы. Ночью температура опускается до +15. Можно ходить в шортах и лёгкой пуховке или флисовой кофте. Дождей в Аруначале зимой немного.
На Сианге проводятся коммерческие рафтинговые экспедиции. Даже такие реки, как Нил, Замбези, Колорадо и Футалефу уступают Сиангу по расходу и размеру водных структур, хотя превосходят по сложности препятствий. За сезон маршрут проходят четыре-пять групп. Используются большие рафты с распашными вёслами, чтобы гиду было проще контролировать линию движения. В группе обязательно есть много сейфети-каякеров для обеспечения безопасности клиентов. Собственно, я и Даша Кузищева попали на Сианг именно как сейфети-каякеры, работающие на индийскую компанию, которая организовала коммерческий тур для туристов из Франции.
Существует проект постройки каскада ГЭС на Сианге. В начале двухтысячных подрядчики начали завозить в Аруначал рабочих и строительные материалы, но встретили ожесточённое насильственное сопротивление местных жителей. Стройка была остановлена, так и не начавшись. В настоящее время проект заморожен, но не отменён.
Безопасность
Обеспечение безопасности сплава на Сианге имеет особенности, обусловленные огромными размерами и расходом реки.
Проходить первые несколько порогов будет очень волнительно. Размеры водных структур потрясают. Вряд ли вы где-либо видели волны такого размера, разве что в океане. Можно перенервничать и наделать ошибок. Кроме того, самый первый порог – Neging – один из самых больших и сложных на реке.
Просмотры порогов на Сианге – занятие весьма специфичное. Линию движения приходится высматривать с расстояния в пару сотен метров. То, что с берега кажется маленьким и безобидным, из лодки выглядит как шторм на картинах Айвазовского.
Страховка с берега не имеет никакого смысла. Спасательный конец на 150 метров не кинешь.
В случае самосплава не надо немедленно грести к берегу. Пловцу нужно оставаться на основной струе, пока порог совсем не закончится или пока не подберёт сейфети-каякер. При самосплаве главную опасность представляют огромные сбойки струй и плохие улова.
Лучшая страховка на Сианге – несколько квалифицированных сейфети-каякеров. Пловцов надо тащить не на берег, поскольку до него, как правило, очень далеко, а на рафт или катамаран.
Сплавляться по Сиангу на больших многоместных судах, таких, как рафты или катамараны, гораздо сложнее, чем на каяках. Гигантские волны легко переворачивают всё что угодно, но на каяке при наличии должных навыков их относительно легко объехать.
Пара слов о съёмке
В интернете не найти красивых фотографий и видео сплава по Сиангу. Причина всё та же – огромная ширина реки. Видео с камер типа гопро сглаживает картинку и очень слабо передаёт масштабы водных структур. Для того чтобы снять сплав по Сиангу во всей красе, нужен либо огромный телевик, либо дрон, зависающий над порогами. Естественно, не обойтись без оператора, который умеет всем этим пользоваться.
Вот короткое видео из нашего путешествия, снятое Дашей Кузищевой.
Что ещё делать в Аруначал-Прадеше
Главная причина поехать в Аруначал – это сплав по бурным рекам, коих тут огромное множество. В западную часть штата на реки Таванг-Чу, Бичом, Каменг, Курунг, Камла, Субансири лучше ехать в ноябре-декабре, в восточную, на реки Дибанг и Лохит – с января по март. Основные бурные реки штата неплохо изучены. В сети без проблем можно найти описания, фото и видео. Однако их притоки и притоки второго порядка ещё ждут своих первопроходцев.
Реки штата известны отличной рыбалкой. В рыболовные туры в Аруначал приезжают туристы со всего мира. Главный трофей – золотой махсир, крупная красивая вкусная рыба, которую иногда называют лососем Гималаев.
Восточные Гималаи – очень перспективный регион для альпинизма и горного туризма. Однако информации о горах и перевалах крайне мало. Отличное место для первовосхождений и прокладывания новых троп.
В качестве достопримечательностей можно посетить буддистские монастыри в городе Таванг. Именно сюда бежал из захваченного Тибета молодой далай-лама XIV и здесь была первая резиденция правительства в изгнании, позже переместившаяся на северо-запад Индии в Дарамсалу.
Также можно посетить несколько примитивных деревень и посмотреть, как люди живут на уровне технологий каменного века и порадоваться, что сами мы можем пользоваться благами цивилизации.
Индийский штат Аруначал-Прадеш – место уникальное. Всё ещё дикое и по-настоящему экзотическое. Местные жители ещё не избалованы туристами, многие из них никогда в жизни не видели белого человека. Цивилизация потихоньку прорывается туда в виде нитей дорог и линий высоковольтных передач, прорезающих джунгли, но у нас есть ещё лет двадцать, чтобы насладиться первозданными красотами Восточных Гималаев.
Аруначал – по-прежнему белое пятно на карте любителей приключенческого туризма, хотя потенциал штата огромен. Тут есть бурные реки, высокие горы, первозданные джунгли. Большинство туристических маршрутов всё ещё ждут своих первопроходцев. Путешествовать по Аруначалу непросто: информации очень мало, туристическая инфраструктура развита крайне слабо. Тем не менее, это один из лучших регионов для настоящих путешествий и исследования мест, куда ещё не ступала нога человека.
Сианг – уникальная река, ничего подобного я не видел ни в России, ни в мире. Каждый, кто любит сплав по огромному расходу, должен на ней побывать. Это отличный вариант далёкого зимнего путешествия для каякеров, рафтеров и водных туристов.