В этой статье вы найдете очень краткий обзор главных сплавных регионов нашей страны. Пригодится начинающим и продолжающим водным туристам, рафтерам, каякерам и пакрафтерам, чтобы получить общее представление, куда ехать за сплавом по бурной воде в этом году.
Сертифицированный каяк- и рафтгид, инструктор Международной федерацией рафтинга (IRF), создатель компании Ticket2Ride и автор курса по безопасности на бурной воде WW Safety School и книги «Безопасность на бурной воде». Редактор блога компании Сплав.
Что же делает то или иное место привлекательным для сплава?
- Конечно же, реки. Их количество, характер, класс сложности, длина. В общем, бурноводный контент.
- Дорожная сеть и транспортная доступность. Даже от самых лучших рек нет толку для каякеров, пакрафтеров и водных туристов, если до них нельзя добраться.
- Туристическая инфраструктура. Наличие аэропорта или железнодорожного сообщения с центом, возможность нанять транспорт, закупить необходимые припасы в супермаркете, кемпинги, отели, прокат снаряжения.
- Местное население. Люди любят жить в долинах рек. Если это плохие люди и они не рады видеть туристов, то стоит ли ехать в такой регион ради сплава?
Средняя полоса России
Бурные реки текут в горах, а в центральной России гор нет. Это худшее место для сплава во всей стране, однако, самое близкое для огромного количества любителей бурной воды. Валдайская возвышенность в Новгородской и Тверской областях создает небольшой перепад высот, через который текут классические туристические реки Мста, Полометь, Гремячая. Это короткие, простые, некрасивые реки I — II класса сложности, которые работают только в пик снеготаяния, то есть в марте-апреле, и после затяжных дождей.
Для чего же подходят реки средней полосы? Для первых шагов в освоении сплава по бурной воде, а также чтобы пораньше открыть сплавной сезон.
Также недалеко расположен рукотворный спортивный объект — Окуловский слаломный канал. Это место для тренировок. Гребной слалом — основа техники сплава на любом типе судна. Канал работает с апреля по сентябрь, однако, вода в русле есть не всегда (в сухие месяцы дамба наверху канала перекрывается, чтобы скопить достаточно воды для важных соревнований). Также канал иногда закрывают в связи с тренировками национальной сборной или проведением соревнований. Получить актуальные данные по доступности канала для самостоятельных тренировок можно на сайте okulovka-slalom.ru. Несмотря на все перечисленное, Окуловский слаломный канал — уникальное спортивное сооружение, безусловно заслуживающее посещения. В 2023 году был сдан в эксплуатацию слаломный канал замкнутого типа в Богородском, недалеко от Сергиева Посада. Это поистине удивительное спортивное сооружение, не уступающее лучшим мировым каналам. На момент написания статьи нет ясности с доступом на объект для простых смертных, а не представителей сборной России по гребному слалому.
Карелия и Кольский полуостров
Северо-запад страны. Когда-то давно здесь были высокие горы, но во время ледникового периода они были стесаны огромными толщами льда, которые обнажили коренные породы. А это значит, что на многочисленных реках севера России есть короткие мощные пороги, слайды и даже водопады, отделенные друг от друга длинными участками спокойной воды. Такой характер рек принято называть пул-дроп, или по-русски плёс-порог.
В Южной Карелии сезон начинается в мае. Чем дальше на север, тем позднее реки вскрываются ото льда и набирают воду из таящего снега. Заканчивается сезон в августе.
В Карелии реки по сути представляют собой систему озер и короткими несложными порогами в протоках между ними. На Кольском полуострове реки сложнее и интереснее.
Уксунйоки, Шуя, Чирка-Кемь, Тумча, Кутсайоки, Титовка, Лица, Кереть, Охта — это столбовая дорога водного туризма. Более подробно про водные маршруты Карелии читайте в этой статье.
Дорожная сеть присутствует, развитие туристической инфраструктуры среднее, немногочисленные местные жители рады видеть туристов.
К плюсам Карелии и Кольского полуострова следует отнести неброскую красоту северной природы, к минусам — тучи кровососущих насекомых.
Для чего ехать в Карелию и на Кольский полуостров? Чтобы сделать первые шаги в сплаве, попробовать, что такое автономное путешествие, научиться проходить пороги, образованные выходами коренных пород, прыгнуть свой первый водопад.
Кавказ
А вот и самые молодые, самые высокие в России горы — Кавказ. Реки маленького и среднего расхода, очень приличного уклона имеют продолжительные крутопадающие участки и пороги типа «сад камней». Класс сложности — любой, от самого простого до максимально сложного. Каждый найдет себе реку по вкусу. Кавказ может похвастаться отлично развитой дорожной сетью, поэтому играть в поход смысла не имеет. Гораздо лучше нанять машину сопровождения (или приехать на своей) и устроить ралли по максимальному количеству рек.
Кавказ — южный регион страны, поэтому может похвастаться самым длинным сплавным сезоном — с апреля по ноябрь. По двум рекам, Мзымте и Белой, можно сплавляться практически круглогодично.
К минусам Кавказа можно отнести отсутствие рек, достаточно длинных для автономного многодневного путешествия, а также наличие закрытых для свободного посещения зон вдоль границы, в заповедниках и некоторых районах Чечни. Также раньше в некоторых долинах туристы имели проблемы с местным населением, однако в последние годы о таком практически не слышно.
Итого: по соотношению бурноводного контента и инфраструктуры Кавказ — лучший регион для сплава на европейской территории России. Ехать туда обязательно нужно для того, чтобы как следует, от души посплавляться по интересным, сложным, красивым рекам, а заодно насладиться кавказским колоритом.
Здесь должна быть глава про Урал, но я знаком с регионом весьма поверхностно, поэтому сказать мне особо нечего. Зато у нас в блоге есть статья про туристические возможности Урала.
Алтай
На сегодняшний день Алтай — лучший в стране регион для сплава по бурным рекам. На то есть несколько причин:
Большое количество интересных рек на любой вкус, от неторопливого сплава на пару часов до многодневной экспедиции, от слегка текущей спокойной реки до невероятных по сложности порогов, которые еще ждут своих первопроходцев. Безусловно, особый интерес вызывают многодневные путешествия по сложным рекам в полном отрыве от цивилизации. Названия алтайских рек — Башкаус, Чулышман, Аргут — знает, пожалуй, каждый водник России. Сезон начинается с мая и заканчивается в сентябре. Реки длинные, среднего и большого расхода, разнообразного характера.
На Алтае установился весьма комфортный баланс между дикостью и цивилизацией. С одной стороны — Чуйский тракт, мобильная связи и интернет, кемпинги и простенькие гостиницы, фирмы, организующие логистику и местные гиды. С другой — стоит отъехать или отойти от шоссе и населенных пунктов всего несколько километров, и вот вы уже в полностью диких условиях, вокруг только горы, реки и тайга, и вы должны полагаться уже только на себя. Более подробно про приключенческий туризм на Алтае читайте в этой статье.
Развитая дорожная сеть (относительно, например, таких регионов, как Прибайкалье) обеспечивает достаточную доступность рек, а также позволяет организовывать комплексные путешествия, включающие прохождение нескольких рек за одно путешествие. Достаточно спокойная обстановка, по сравнению, например, с Северным Кавказом. Реки Алтая хорошо освоены российским сообществом каякеров, рафтеров и водных туристов. Накоплен значительный массив доступной информации о бурной воде региона.
Алтай — эпицентр российского коммерческого рафтинга. А это значит, что даже неподготовленный человек без какого-либо опыта в сплаве может приобщиться к легендарным алтайским рекам.
Зачем ехать на Алтай? Конечно, за сплавом по большой воде на лучших в России реках!
Прибайкалье
Реки восточного Саяна и хребта Хамар-Дабан широко известны среди россиян, занимающихся сплавом. Это Китой, Билюты, Хара-Мурин, Снежная, Утулик, Онот, Ока, Жом-Болок. Все эти реки объединяет одна общая особенность — дикость. Вокруг нет ни дорог, ни линий электропередач, ни деревень. Даже чтобы попасть на старт, порой приходится идти несколько дней через тайгу или нанимать вертолет. Однако, эти реки стоят таких испытаний! Вы попадете в удивительный затерянный мир вдали от цивилизации, доступный только тем, кто сплавляется по бурным рекам. За все время путешествия вы вряд ли встретите других людей. Среди рек Прибайкалья попадаются по-настоящему уникальные. Например, Жом-Болок течет через старое лавовое поле, образуя совершенно нетипичные пороги. Такие можно встретить в Чили или Исландии, но не в России. Билюты — приток Китоя — удивительно красивая река, прорезающая себе мраморный каньон со множеством водопадов от двух до двенадцати метров. Китой — один из лучших многодневный маршрутов на Земле. На еще одном его притоке — Эхе-Голе — есть проходимый водопад высотой 16 метров. Лучшее время для прохождения рек Саян и Хамар-Дабана — с июля по август.
Территория на восток от Байкала крайне слабо освоена сплавным народом. Причина — в крайней удаленности от любой цивилизации. Чтобы попасть на реку, надо либо неделю идти с лодками по тайге, либо нанимать вертолет. Зато там есть огромный потенциал для первопрохождений.
В общем, если вы серьезно занимаетесь сплавом, любите экспедиционный стиль и хотите настоящего приключения вдали от цивилизации, то Прибайкалье вам идеально подойдет.
А что еще?
В нашей огромной стране еще много регионов, где есть бурные реки, но практически отсутствует какая-либо инфраструктура. Нет дорог, нет даже вертолетов для заброски на сплав. Это огромная территория для будущих первопрохождений.
Пакрафтеры и туристы постепенно осваивают плато Путорана — край высочайших водопадов, глубоких каньонов и абсолютной дикости. Бурные реки есть на Камчатке, но чтобы до них добраться потребуется вертолет.
На восток от Байкала расположено огромное белое пятно, практически неисследованное каякерами и туристами.
Россия — последняя экзотическая страна на Земле. Здесь по-прежнему остались удивительные возможности для первопроходжений. У нас есть то, чего не осталось, например, в Европе или Азии — многодневные экспедиционные маршруты в полном отрыве от цивилизации, дикость, бескрайние моря тайги, уединение. Исследуйте! Путешествуйте, наслаждайтесь реками России! Тем более что поехать на остальные реки мира мы, похоже, сможем нескоро