Горячая новость! Летать может каждый! Уже в 12 лет управиться с парапланом не является сложностью. Если нет возможности или смелости справить с крылом, то всегда можно полетать в тандеме, но главное - это не так страшно, дорого и опасно, как кажется.
Да, эти цветные крылья — это доступное удовольствие. И в финансовом и физическом плане. В этой статье разберёмся, как зародился этот экстремальный вид спорта и как безопасно он может укорениться в жизни каждого.
участник, призер и организатор многочисленных соревнований и выездов по параглайдингу. Налет 2000+ часов с 1998 года.
Идейный вдохновитель престижного парапланерного клуба Flyday.
В горах уже более 15 лет. Инструктор по парапланеризму. Высшее физкультурное образование. Спасатель 1-го класса, инструктор по первой помощи. Горнолыжник (ски-тур), влюбленный в горы.
Что такое параглайдинг
Параплан — это сверхлёгкий летательный аппарат, произошедший от парашюта, весом от двух килограмм, на котором можно пролететь значительную дистанцию, используя восходящие потоки воздуха.
Дэвид Бэрриш — американский инженер был первым человеком, который изобрёл параплан. Произошло это в начале 60-х годов XX века. Он разрабатывал спускаемые парашюты для многоразовых космических аппаратов NASA. Затем пытался предложить свой SailWing горнолыжным курортам в качестве летней активности, когда подъёмники простаивают.
Однако о его изобретении забыли на двадцать лет, пока европейские парашютисты не придумали использовать для тренировок высокие и крутые горы взамен дорогостоящих самолётов и вертолётов. Так произошло второе рождение параплана – парашюта планирующего.
На территории бывшего СССР наиболее передовые парашютисты того времени: Николай Ушмаев, Александр Самсонов, Леонид Мартынов, Артур Дино, Владимир Чайка, Евгений Гутник, Андрей Сизов, Асмяе Калью и другие пытались летать с гор Кавказа и Памира на управляемых двухслойных парашютах типа крыло ещё в конце семидесятых, а конструкторы Сергей Калабухов и Владимир Котов в начале восьмидесятых создали и испытали первые прототипы, предназначенные именно для парения.
Довольно скоро парапланы стали применять альпинисты. Как только узнали, что после восхождения на вершину можно не тратить силы на спуск.
Сергей Калабухов слетел с Пика Ленина (7134 м.) в 1988 году, Валентин Божуков с Пика Победы (7439 м.), Николай Пимкин со склонов Чо-Ойю, а в мае 2001 года французы Клер Бернье и Бертран Рош слетели с Эвереста и приземлились в базовом лагере на 6400 м.
Не отставали от них и лыжники. Уже в восьмидесятых годах будущий многократный Чемпион России, номер один в Мировом Рейтинге FAI 2004–2005 годов, а тогда ещё простой инструктор по горным лыжам Николай Шорохов начал свою карьеру с того, что влетел на параплане в витрину ресторанчика у подножья Эльбруса.
В те далёкие времена первые парапланеристы о безопасности полётов не особо заботились и почти совсем ничего не знали об аэрологии, аэродинамике, восходящих потоках, турбулентности и управлении мягким крылом. Поэтому, как настоящие экстремалы, часто разбивались, и о парапланеризме сложилось общественное мнение, как об опасном экстремальном виде спорта для настоящих отморозков или одарённых и физически прекрасно подготовленных спортсменов.
Но времена шли, возникла школа, набирался опыт, статистика, теория и практика парящего полёта.
Как летает параплан
Фото Николая Брагина
Секрет скрыт в самом названии — парить. Хотя параплан и похож на парашют, у них разные цели. Задача второго быстро и безопасно опустить человека или груз на землю. В то время как параплан стремится лететь дальше. Да, он точно так же опускается под воздействием силы тяжести, но прежде чем соприкоснуться с поверхностью проделает большее расстояние по горизонтали. Кстати, мировой рекорд по дальности полёта на параплане - 564 км.
Такой принцип движения используется в дельтапланеризме и планировании. В обоих случаях — это тяжёлая и жёсткая конструкция. Параплан — легче и компактнее. Его можно уложить в рюкзак и поднять в гору. Существуют туристические комплекты весом в пару килограмм.
И так самое важное для параплана — это восходящие воздушные потоки.
Потоки могут быть разные:
Динамические - ветер двигается в склон, отражаясь от естественного рельефа, поднимается. Для первых полётов великолепно подходят и небольшие холмы. Их можно встретить в любом регионе. На динамическом потоке можно подняться выше самой высокой точки рельефа. А продолжительность полёта на параплане определяется мастерством пилота.
Термические воздушные потоки стремятся от нагретой земли вверх. Управляться с такими потоками сложнее, поэтому без достаточного опыта им лучше не отдаваться. Подняться на нагретом воздухе можно даже выше облаков.
Какие направления есть в парапланеризме
Фото с кемпа школы FlyDay
Кросс-кантри или маршрутный полёт
Полёт на прохождение определённого маршрута. На соревнованиях маршрут — это последовательное прохождение дистанции по заранее заданным точкам (цилиндрам) на время и на скорость. Не на соревнованиях — это любой полёт на открытую дальность, с возвращением или по замкнутому треугольнику.
Полёт на точность приземления
Это соревновательная дисциплина, в которой необходимо совершить посадку в круг радиусом 5 метров, чем ближе к центру, тем лучше. Но даже если соревнования не являются целью, занятие на точность приземления придётся проходить всё равно. Потому что каждый пилот должен уметь совершать посадку на ограниченную площадь, ведь не всегда полёт идёт по первоначальному плану и иногда требуется сесть на маленький клочок земли.
Акро или акробатика на параплане
Спортивная дисциплина, в которой пилот выполняет различные акробатические элементы и получает за это баллы. Если хочется острых ощущений, то есть и тандемные акро-полёты. Хочется попробовать? Опытный пилот может прокатить, чтобы почувствовать, что такое акробатика на параплане.
Фото с кемпа школы FlyDay
Hike&fly
Направление парапланеризма, в котором на точку старта необходимо подняться пешком, или даже совершить небольшой поход. А только потом улететь. Популярное направление в Европе и активно развивающееся в России. Самые известные соревнования в этом направлении — RedBull X-Alps, многодневная гонка через Альпы с дистанцией около 1200 км, когда атлет должен пролететь или пройти всю дистанцию пешком, неся на себе всё необходимое для полёта оборудование. Лётное снаряжение для hike&fly специальное и облегчённое.
Ski&fly
Подъём осуществляется на специальных лыжах, сноуборде (скитур, сплитборд) или на снегоступах до точки старта, а потом вознаграждение — полёт на параплане. Практичкующие ski&fly и hike&fly должны любить ходить по горам. От этого можно получать удовольствие не меньше, чем от полёта.
Бивачные полёты
Это как поход, но на параплане. С вами всё снаряжение, необходимое для преодоления длинного путешествия-полёта (палатка, спальник, горелка, еда и многое другое) список снаряжение для бивачных полётов может быть самым разным. Всё зависит от локации и от того, каким дальним планируется полёт. Это одно из самых сложных и одновременно очень интересных направлений в парапланеризме.
Фото с кемпа школы FlyDay
Спидглайдинг
Одно из самых опасных направлений в парапланеризме. Это полёт на большой скорости, практически вдоль склона (близко к рельефу). Старт возможен на лыжах (сноуборде) или с ног.
Тандем
Тандем – это параплан рассчитанный на двоих человек: пилот и пассажир. В большинстве случаев это коммерческие полёты. Где пилот катает пассажира в качестве развлечения. В школах – это элемент обучения. Инструктор катает студента с большой горки, передаёт ему управление и рассказывает особенности места полётов. А ещё это возможность всей семьёй заниматься любимым делом, пока ребёнок или любимый человек ещё не может или боится летать на параплане самостоятельно.
Набор дисциплин в параглайдинге большой. Каждый найдёт то направление, которое интересно. А ещё увлечение параглайдингом — это значит всегда быть в классной компании и найти весёлых друзей и любовь к полётам!
Кто может заниматься парапланеризмом
Фото с кемпа школы FlyDay
В настоящее время научиться летать на параплане безопасно по силам каждому. Это не опаснее и не сложнее спуска по подготовленной горнолыжной трассе. Но конечно, при учёте, что пройдено обучение в парапланерной школе. Активный образ жизни приветствуется, но необязателен. Среди парапланеристов можно встретить мужчин, женщин, молодых людей и не очень, вполне самостоятельных пилотов в возрасте от 16 до 80 лет. Хотя фактически с управлением справляется и 12-летний ребёнок. Всё, что потребуется от пилота — это пробежать на старте небольшое расстояние, поэтому вес и беговые навыки не критичны.
Парапланеризм считается у большинства людей, дорогим увлечением, но это не так. Цены на снаряжение сопоставимы с покупкой горных лыж, комплекта для скитура и экипировки для походов.
А если говорить про процесс обучения, то цены в парапланерных школах, даже дешевле, чем в горнолыжных. Обычно снаряжение школы предоставляют и можно сразу не покупать своё личное крыло. А вот уже после обучения инструктор подскажет какое оборудование лучше купить.
Выбирайте школы, которые регулярно обновляют лётное оборудование и используют крылья проверенных производителей. Хорошее оборудование — залог вашей безопасности!
Самый правильный и безопасный путь в параглайдинг — это выбрать школу и начать учиться в ней. Так вход в мир параглайдинга пройдёт комфортнее и безопаснее. Через некоторое время приходит понимание, какое направление вам наиболее интересно.
Но давайте приземлимся. Чтобы стать акро-пилотом и очаровывать публику фигурами высшего пилотажа с криками «смотри, как я могу», сначала надо пройти путь одинаковый для всех — много наземной подготовки, теории и движения от простого к сложному.
Фото с кемпа школы FlyDay
Ещё одним плюсом параглайдинг является его всесезонность. Зимой можно подниматься в гору на лыжах, а летом отправиться с кемпом в дикие места. Например, в Башкирию и провести целые каникулы на природе под открытым небом.
Как это бывает: первый самостоятельный полет на параплане
Первое — это всегда желание. В случае с парапланом ещё и немного смелости. Всё-таки страхи высоты и падения вшиты в инстинкт выживания человека. Для начала можно попробовать полёт в тандеме с инструктором.
Не стоит сравнивать ощущения от полёта на параплане с прыжком с парашютом, в котором главное — это свободное падение и стремительное приближение земли. Параплан даёт волшебное ощущение опоры на воздух, которого не видно. Даже самый пугливый человек сможет получить удовольствие от полёта под крылом, потому что почувствует контроль и осязаемую «надёжность» воздуха.
«Когда я впервые разбежалась с холма крыло подхватило меня, и я просто месила ногами воздух. Я очень боюсь высоты, но я была в системе, которая твёрдо держала и множеством тонких строп тянулась к огромному крылу над головой. Я чувствовала уверенность.
Для управления необходимо двигать руками, в которых зажаты «клеванты» — ручки со стропами по краям крыла. Лёгкое движение кистью и вся конструкция делает манёвр. Ощущения сродни магии, а я волшебник, только у меня не палочка, а ручка со стропами».
Фото с кемпа школы FlyDay
Перед первым самостоятельным полётом необходимо пройти наземную подготовку. Это основа: как приземляться, как кувыркаться, чтобы не травмировать себя. Теория и правила полётов.
После бесконечные попытки поднять и положить крыло. Это настоящий аттракцион — нужно разложить параплан, правильно встать, побежать и потянуть. Так чтобы крыло поднялось прямо над твоей головой, только хорошо бы ещё успеть развернуться и не дать ему упасть набок. Даётся это не сразу, но без этого нет и старта. В процессе обучения запуску будущий пилот всем телом чувствует конструкцию и ветер. Как оно ведёт себя с крылом.
В процессе обучения полётам со школой Flyday ученик на связи через рацию с преподавателем на земле, студент получает команды и быстрее добивается результата.
Фото с кемпа школы FlyDay
Если вы не знали, то параплан считается летательным аппаратом и чтобы управлять им необходима лётная лицензия, которую можно получить в школе после обучения.
Одежда для параглайдинга
Одежда должна закрывать колени и локти (даже если очень жарко и хочется покороче). Она не должна стеснять движений и быть по погоде. Перчатки – обязательный элемент экипировки парапланериста. Выбор просто огромный: для лета подойдут любые тонкие перчатки, закрывающие полностью пальцы, для занятий зимой, можно использовать горнолыжные перчатки, строительные перчатки не подходят! Они портят свободные концы параплана. Почему так важно закрывать колени, локти и пальцы? Вы можете споткнуться и упасть на землю, тем самым повредить свою шкурку. А ещё при занятиях солнышко может подпалить вас. Перчатки защищают ваши пальцы от тонких строп параплана и не дают порезать ваши пальцы.
Фото с кемпа школы FlyDay
Обувь должна поддерживать голеностопный сустав, а также иметь хорошую колодку и фиксировать стопу (берцы, к сожалению, не подходят). У обуви должна быть подошва с торсионной жёсткостью, предотвращающей подворот голеностопного сустава лучше, чем высокий ботинок. Поверхность не всегда ровная и легко можно подвернуть ногу, а на посадке ещё проще травмировать голеностопный сустав. С высоты легко не заметить маленькую ямку, в которую может попасть нога. Для предотвращения травматизма во время посадки, есть специальные техники, которые обязательно покажут в школе. Но хорошая обувь – это помощник.
Солнцезащитные очки нужны не только в солнечную погоду. Это тоже элемент безопасности: во время полёта в глаза может попасть всякий мусор или мошки, что лишит или ограничит зрение во время полёта. Хорошо, когда можно выбрать фильтр по погоде. Зимой, а иногда и летом пригодится горнолыжная маска.
Не лишним будет, снять украшения с пальцев и не отращивать длинные ногти, так вам будет просто комфортнее. Длинные волосы лучше собрать и спрятать под шапку и шлем.
Шлем или каска. Самое важное — это защита головы! На первых занятиях в школе шлем-каску дадут. После этого уже легче понять какию каску или шлем выбрать.
Балаклава или бафф. Они защитят шею от солнца, а также это гигиенично при занятиях в школьном шлеме. Толщину нужно выбирать исходя из времени года, в которое прохдит обучение учиться. На лето рекомендуется тонкий бафф с нитью Coolmax. Также бафф - это стильный аксессуар, с большой областью применения: шарф, балаклава в комбинации с шапкой или шлемом, повязка на голову, шапка, повязка на руку.
Фото Николая Брагина
Современные технологии, опыт инструкторов и задор в душе могут далеко завести. Главное — осознавать, что нет преград, возможно всё.
Эти статьи могут вас заинтересовать:
Страхование жизни и здоровья в экстремальных путешествиях и при активном отдыхе