«Ну, и куда мы попремся в следующий раз?» — спросил я.
Было 2 часа ночи, мы только что завершили свою тридцатикилометровую прогулку до станции «Белый Городок» в Тверской области. Стояла прекрасная августовская ночь. Мы ждали поезд в Москву.
Шуруп хитро посмотрел и сказал: «Я слышал, что в Феврале очень красивый лед на Байкале…»
Вдали замаячил свет фар локомотива.
Мы потом долго спорили, откуда появилась эта мысль; я лишь изложил свой вариант. Окончательно я понял, что еду на Байкал тогда, когда предлагал Тому, моему сетевому товарищу из Иллинойса, следующее (взято из переписки):
Me:"I probably will say something crazy, but it is all in the air, however: would you be interested to go for a trip to the Baikal this winter?" («Я, возможно, сейчас прозвучу, как сумасшедший, тем не менее, это все пока в планах, но будешь ли ты заинтересован в поездке на Байкал этой зимой?»).
Thom: «Hmm, hang on («погоди-ка»), dude! («чувак»)
Lol.
I’ve never even heard of that place («я никогда не слышал об этом месте»).
It’s a continental lake («это континентальное озеро»)?!
That sounds bad ass («звучит супер-круто»)!
Obviously … I would want to go («конечно же … я бы очень хотел съездить»)
I would need to change some gear. I’m assuming it’s cold as fuck there in the winter («мне бы пришлось поменять кое-что в своем снаряжении… я предполагаю, что там трындец, как холодно»)
Me: «That is secondary» («это все второстепенно»).
Thom: «I'm down, let’s make plans» («ок, я „за“. Давай планировать».)
Дальше надо было согласовать время с ребятами в Москве, купить билеты, сделать Тому визу, прочитать и просмотреть кучу отчетов о походах на зимний Байкал. Составить списки снаряжения, путевую раскладку. Разобраться с едой. Разобраться с горючим. Разобраться с логистикой. Разобраться с ночлегом перед началом пешей части. И прочее по мелочи.
Был создан чат в Вайбере, его большим достоинством была встроенная функция перевода. Так мы решили вопрос языкового барьера. Был создан файл в Google Docs, где содержались разные таблицы. Этот файл был основным информационным носителем, куда записывалось все: от ежедневных планов до ссылок со снимками спутников и частот связи с МЧС.
По моим предварительным и очень скромным подсчетам, грядущая поездка собиралась быть не самой бюджетной. Я попытался связаться с разными крупными производителями в надежде получить какого-либо рода спонсорство. Безуспешно.
Я даже создал страничку для пожертвований и разместил ее на мордокниге, надеясь, что среди моих знакомых найдутся филантропы. Общая сумма от пожертвований составила ноль условных и безусловных единиц.
Был разработан примерный план действий и обозначены основные положения:
- Поход будет пешим
- Снаряга будет на санках
- Сбор в Москве
- Пару дней на окончательную подготовку
- Вылет в Иркутск
- Закупка в Иркутске дополнительных расходных материалов, которые нельзя провозить на борту самолета (горючее и пр.)
- Посадка на вечерний поезд
- Ночное прибытие и остановка в заранее зарезервированном месте. Начало похода
- Начало перехода
- Переход через Озеро
- Конец перехода
- Возможный ночлег в Большом Голоустном
- Вторая часть похода вдоль берега. Прибытие через паром в Листвянке в Порт Байкал
- Следование вдоль берега до 120 км
- Конец похода
- Поезд до Слюдянки
- Поезд до Иркутска
- Общая дистанция — 150 км
Без каких-либо проблем я оформил визу для Тома. Просто следовал инструкциям и подал на визу через официального посредника в Нью-Йорке в ускоренном варианте. Виза была получена за несколько дней. Том прилетел ко мне в Нью-Йорк, и на следующий день мы вылетели в Москву. Прибыли в столицу ранним субботним утром. Нас встретили Гера с Шурупом. Следующие два дня мы занимались последними приготовлениями. Вся информация, которую мы нашли, была взята из отчетов других групп туристов (и поэтому я пишу этот отчет). Нам было известно, что связь будет практически везде. На практике именно так и оказалось. Мы установили для нас с Томом безлимитный интернет, используя оператор «МТС». Забегая вперед, я смог сделать прямую трансляцию на мордокнигу через свой телефон в 8 км от берега, ближе к нему телефон ловил в зависимости от того, загораживают ли мысы вышки или нет.
Сани были куплены заранее. Дабы избежать претензий от представителей авиалиний (s7), мы положили свою снарягу на сани и обмотали их пленкой. Мы также заехали в строительный магазин и купили фольгированную термоизоляцию 5-мм для нашей с Томом палатки. Потом все склеили и порезали под размер пола (сработало на ура).
В воскресенье утром пришли два великолепных ножа, о доставке которых я заморачивался еще за месяц до приезда, после того как увидел Герину работу со льдом. Один достался мне, другой — Тому.
В понедельник была совершена окончательная подготовка и упаковка. Вечером мы прибыли в Домодедово и оттуда улетели в Иркутск. Кстати, оценка авиалинии s7 — «5+», что туда, что обратно.
Февраль 19, 2019. Вторник.
Мы прилетели в Иркутск во вторник утром. После небольшого торга мы были посланы местным бомбилой (хочу заметить, что эта категория жадных людей присутствует в аэропорту любого масштаба и в любой стране) и заказали такси через «Яндекс». В городе для заказа такси распространено приложение «Максим». Так что если вы хотите такси по нормальным ценам, то используйте его или позвоните Иркутск-500−600, можно заранее, можно по прибытии. На двух машинах (все равно дешевле, чем одна от местного хамоватого бомбилы — бизнесмена) мы доехали до ж/д вокзала. Оставили свое снаряжение в камере хранения (по-моему, 100 руб. за сумку) и пошли в сторону местного рынка (Свердловский Рынок). По пути зашли в магазин товаров для охоты и рыбалки по адресу: ул. Гоголя, 35, Иркутск, Иркутская обл., 664005, купили там баллон с газом; продавец позвонил в соседний магазин (19 Ulitsa Gogolya Irkutsk, Irkutsk Oblast) и уточнил, есть ли у них еще. Там сказали, что да, приходите, придержим. Мы сходили и купили еще один баллон. Это была наша запасная система, и нам не пришлось использовать ее ни разу. Затем мы вернулись на рынок и нашли основную смесь для разогрева (калоша) уже там, в павильоне номер 405 (записываем, записываем).
Докупили сникерсов и твердого сыра, перекусили и поняли: со всем, что нам надо было сделать в Иркутске, мы справились и вполне себе успеваем на более ранний поезд. Посему было принято решение вернуться на ж/д вокзал и отбыть с поездом в два часа дня. Таким образом, вместо трех часов ночи мы прибывали в восемь вечера. Сей факт повышал наши шансы найти нормальный ночлег перед первым днем пешей части на пятьсот процентов.
Очень внимательный читатель скажет: «Минуточку, у вас же была резервация!» Да, была, причем сделали мы ее на booking.com с предоплатой и за месяц до прибытия. Но вот буквально ночью до вылета в Москву я получил следующее сообщение в ответ на мой вопрос месячной давности, мол, господа милые, ничего если мы приедем в 3 часа ночи? Я просто скопирую и оставлю этот тут: «Здравствуйте, к сожалению, мы Вас принять не можем, сезон открывается с 20 мая по 20 сентября. Рады будем видеть Вас с открытием сезона. Звоните, пишите» («Ezen Guest House», если кому интересно). Хочется заметить, что оплата была снята автоматически и сразу. Я связался с компанией бронирования, и после долгих разговоров они вернули деньги и попросили прислать чеки на перерасходы, созданные данной ситуацией.
Итак, обратно в поезд. Мы прибыли на станцию «Култушное» примерно в восемь вечера. Поездка прошла весело и в тепле. Поезд остановился у перрона на достаточное количество времени для того, чтобы мы успели разгрузиться. Представьте себе картину: ночь, фонари освещают перрон из бетонных плит, по путям уходит вдаль поезд с теплым плацкартом, вокруг темнота — так нас встретило Култушное.
Мы привязали баулы к саням. Надели самодельные пояса, которые являлись частью тяговой системы. Присоединили к ним с помощью карабинов веревки. Дождались просвета между беспрерывным потоком товарняков в обе стороны, которые не дали бы форы московскому метрополитену, и пошли в сторону озера. К нашей радости, стодвадцатилитровые баулы легко скользили на санях по снежной дороге.
Самый первый дом, который мы увидели, сдавал номера по тысяче рублей с человека. Мы решили поискать еще. Дошли до самого берега, походили по снежку, Томас браво докопался до льда. Погода была идеальная, было холодно и безветренно. На радостях, что вот оно! Добрались! Началось! Томас предложил не дожидаться утра, а идти прямо сейчас, я его поддержал. В ночь! Под луной и звездами! В тишине, похрустывая снегом. Но Шуруп — обломщик 5 ранга, сказал: «Нет, мы вернемся в тот дом и останемся там до утра, а утром уже и пойдем туда, куда надо».
Итак, мы вернулись обратно, это оказалась база отдыха «Култушная» ((8−3012)28−27−03). Мы сняли себе две комнаты (2+3), но ситуация с едой там была печальной. Магазины то ли не существовали, то ли не работали. А на самой базе еды не было. Время — вечер, кушать надо. Достали рацион на ужин. Я взял свой новый нож и начал резать сушеное мясо. Было тепло, чайник с суетливым шумом грел воду. Шуруп, откидываясь на кровать, с радостью сказал: «Ну, все пока идет лайтово. Жилье нашли, вода кипит, ужин готовится». Я посмотрел на него, кивнул и отрезал себе немного указательного пальца на левой руке. Мораль такова: если ты что-то режешь, смотри, что ты режешь.
Февраль 20, 2019. Среда.
Мы проснулись рано утром первого дня нашей пешей части. В одном из отчетов, что я читал, было написано, что очень трудно собираться, когда ты спишь в теплом доме. Зная об этой возможности, мы-таки вышли на час позже ранее запланированного. Стояла великолепная погода, было ясно и безветренно. Мы вышли на снег, который покрывал искусственный залив, обозначили направление и двинулись вперед. Снежок весело хрустел под ногами. Где-то на горизонте виднелась насыпь, она разделяла озеро от залива. Это была наша первая цель.
Изначально на весь переход с одного берега до другого было заложено 2 дня. Дистанцию в 50 километров планировалось пересечь с одной ночевкой. Никто из нашей группы ранее тут не был и единственный опыт, на который мы могли полагаться, это тот, которым делились другие в той или иной форме. Мы понятия не имели, например, что такое торосы. Как через них пробираться, и сколько это займет времени.
Ну что ж. Про торосы. Озеро Байкал является самым большим пресноводным озером на земле. В феврале его поверхность замерзает практически везде. Толщина льда может достигать метра. Температура в феврале ночью может падать до -30 градусов Цельсия (если вы пользуетесь переводчиком и родом из стран, где до сих пор используют имперские единицы величин, то -30 градусов цельсия это также -22 градуса по Фаренгейту). Как можно догадаться, при таких масштабах озеро не будет идеально замерзшим по всей поверхности. Очень трудно забрать такое огромное количество тепла настолько равномерно, чтобы поверхность 50−70 км в ширину и 700 км в длину замерзла абсолютно одновременно и одинаково. Не забываем про ветер, который беспрепятственно гуляет по этой площади, подчиняясь законам природы. К чему все это. Образуются ледяные плиты гигантских размеров, мы говорим о десятках, если не сотнях километров. Эти плиты под воздействием течений ветра и всех пяти законов ньютона двигаются и взаимодействуют наподобие тектонических плит земли. Они сталкиваются с берегом и друг другом, идут одна под другую, ломаются. Вся эта система огромна. В одних частях озера образуются трещины, через них вырывается вода. Вода замерзает и как бы лечит эти раны, образуя новый лед. Торосы — это результат всей этой деятельности. Это тот лед, который отломался от этих плит и оказался сверху, снаружи. От толщины этих плит зависит и рельеф торосов. Это может быть маленькая полоса из льдинок или непроходимая долина из блоков метровой толщины.
Мы дошли до насыпи. Это была граница. Граница между цивилизацией и природой. Там, позади, виднелись дома, слышался лай собак и звуки проезжающих мимо поездов. Впереди же перед нами открылся новый, доселе невиданный в жизни пейзаж. Если бы надо было описать это всего несколькими словами, то я назвал бы это «Царством льда». О, как мало я знал тогда о льде. Я даже не подозревал обо всем разнообразии сюрпризов, которые меня поджидали за этой насыпью. А их было больше, чем я заслуживал. Когда смотришь на последствия какого-то действия, твой мозг строит картину. Сначала он представляет, что произошло, чтобы получился конечный результат, затем он представляет, с чего все началось. Так, увидев аварию, можно представить, как она произошла. Или когда смотришь на торосы, пытаешься понять, как именно они приобрели такую форму. Мозг это делает автоматически, и ничто не может его остановить.
Первый раз в жизни я увидел Байкал. Я увидел абсолютный белый цвет, созданный заметенными снегом торосами. До горизонта. Где-то вдали, на линии того горизонта, виднелась тоненькая синяя полоска, за синей полосой виднелись силуэты другого берега. Было абсолютно непонятно, как далеко простираются торосы, и где начинается гладкий лед, обозначенный этой синей полосой.
Так началось наше путешествие.
Мы сверились с компасом и пошли по направляющей в сторону Большого Голоустного. Я сделал первые шаги. Мои сани перевернулись и застряли между льдинами. Я потянул. Сани вылезли из нагромождения льда, но не перевернулись обратно. Я вернулся, перевернул сани руками, сделал следующие шаги. Сани опять перевернулись. Так прошло какое-то время.
Рыжий был впереди всех. Он просто тянул за ручку баула, не давая саням перевернутся. За ним шел Гера и Томас. Шуруп медленно, пиная льдинки, шел за мной. Спустя, что мне казалось вечностью, а на самом деле пару сотен метров, Шуруп посоветовал мне не тратить силы и не тянуть, а возвращаться и поправлять. Спустя пару километров я решил поменять баланс внутри моего баула. Я все из него достал и переложил таким образом, что в центре и ближе к земле были самые тяжелые вещи, а по бокам и сверху — самые легкие. Стало гораздо легче. Затем я сделал узел посреди тянущей стропы и, таким образом, я укоротил ее длину. Это тоже помогло наладить стабильность.
Пока я все это делал, мне в голову пришла мысль: если я буду тут ходить в следующий раз, то я придумаю какую-нибудь трубу с конусом впереди, внутри которой будут лежать мои вещи. Такая конструкция будет минимально цепляться за торчащие под всеми углами разных размеров льдины. Огласив свою гениальную идею Шурупу, я получил напоминание о том, что разряд по обломам у Шурупа имеется неспроста. Вкратце он сказал примерно следующее: «не стоит тратить время на бессмысленные изобретения, когда надо просто аккуратнее идти и не тратить силы на грубые, никому не нужные упражнения». Под такие диалоги мы нагнали наших товарищей.
Где-то к полудню синяя полосочка начала меняться в размерах, что придало нам +5 к морали и +2 к скорости. К часу дня торосы закончились так же резко, как они и начались, и мы дошли до следующей стадии нашего перехода.
Я пока что не упоминал, что наша подготовка также включала в себя измерение базового веса. Это вес всего того, что на тебе, исключая расходные материалы, такие как вода, еда, горючее и т. п. Дополнительные 8,5 кг по соотношению к двадцати базового веса, это примерно +42 процента. Если эти 8,5 кг положить на сани, то на льду вес особенно не чувствуется, но никакой здравый человек не будет класть безумно дорогую аппаратуру на сани, которые постоянно ударяются об какие-то льдины и переворачиваются, как только их хозяин потеряет бдительность. Поэтому эти 8,5 кг были бережно уложены в тактический ранец baselard компании «Сплав», и водружены на спину Геры. Абсолютно добровольно, даже нет, не так, это была абсолютно спонтанная и пришедшая в голову Геры инициатива взять с собой Mamiya RZ67. Именно этот фотоаппарат весит 8,5 кг, и именно его Гера нес на своей спине практически весь поход. Искусство требует жертв. Стоит отметить, Гера обещал шикарные фотографии крупных масштабов.
Сказать, что лед на Байкале уникальный — это сказать очень мало. Практически невозможно донести через текст, насколько поразительна была открывшаяся картина. Попробуйте представить себя в комнате без потолка, стены которой находятся так далеко, что их не видно. А под ногами у вас пропасть, бездна. С каждым шагом вы удивляетесь, что до сих пор не упали вниз. Вместо этого, ваши ноги упираются в какую-то невидимую и чертовски скользкую плоскость. Таковы были первые, инстинктивные ощущения. Мы стояли на границе между бездной и царством ледяных торосов. «Главное, верь!», — сказал Шуруп и весело потопал вперед.
По началу я оборачивался с каждым шагом, чтобы посмотреть, а не отцепились ли мои сани. На льду, после торосов было очень непривычно ощущать отсутствие сопротивления на поясе. Но сани были там же. 20−25 килограммов создавали минимальное сопротивление при соприкосновении с поверхностью. В какой-то момент, в целях эксперимента (по крайней мере, так я должен был думать по версии моих добрых друзей) мне прицепили все пять баулов с санями. Я пошел. Вес немного ощущался, но так можно было долго идти. Я обернулся и увидел, что поверх баулов развалился Рыжий. Получается общий вес, который я тянул, был где-то около двухсот килограммов.
Где-то в 14:00 мы сделали наш обеденный перекус. Именно в этот перекус я произвел прямую трансляцию на мордокнигу через телефон. Мы прошли еще пару часов и уперлись в очередные торосы, преодоление которых заняло примерно 30 минут и отняло последние силы. По окончанию торосов было принято решение устраиваться на ночлег. Пройденная дистанция составляла примерно 12 км.
Были поставлены палатки. Наколот лед. Пришло время истины. Некоторые отчеты, которые я читал, говорили о том, что в связи с низкими температурами, были разного рода трудности с горелками вплоть до того, что туристы оказывались без воды, и как результат получали обезвоживание организма и все вытекающие. Еще больше мандража в моей голове прибавил Томас, сказав, что в тех отчетах упоминались именно такие же горелки, что использовали мы. У нас этих трудностей не было. Горелки работали при любой температуре и весело топили лед, доводя воду до кипящего состояния. Затем кипяток использовался для приготовления ужина и для заготовки чая. Чай держался в термосах и использовался во время отдыха и привалов. У каждого члена прогулки был свой термос, который опустошался по очереди. Таким образом, чая нам хватало с утра и до вечерней стоянки, где все повторялось.
Немного о еде.
Все приемы пищи были рассчитаны заранее. Раскладкой занимался и руководил Рыжий. Было изучено много материала. Были познаны такие концепты, как медленные углеводы и дневная потребность БЖУ. Как результат, группа была снабжена отменной провизией. Для простоты разнообразие отсутствовало. Каждый завтрак был таким же, как и предыдущий. Каждый ужин был такой же гречкой, как и вчера. Список продуктов был прост и сердит. На завтрак была каша с джемом, сало, твердый сыр, хлебцы и чай. Дневной перекус включал в себя батончик сникерса, ореховую смесь, сало, твердый сыр и хлебцы с чаем. Ужин состоял из гречки, сушеного мяса, сала, твердого сыра и хлебцов с… правильно, для разнообразия, ужин был с чаем. За заготовкой сушеного мяса, сала и ореховой смеси следил лично Рыжий с супругой. Все это было заботливо заготовлено заранее дома.
Байкал живет своей особенной жизнью. Как мало я знал о ней. Весь день, начиная с полудня, где-то за горизонтом проходили военные учения. Мы слышали, как бахали крупнокалиберные пушки. После многих таких бахов, вибрация передавалась через воду и лед. Мы чувствовали ее нашими ногами. Таково было наше первоначальное объяснение этих звуков. Мы ошибались. Это ухал сам Байкал, кроме вибрации был слышен треск льда. Иногда лед трескался где-то под ногами. Мне показалось, что пики этих «уханей» приходятся на полдень и на полночь. Да-да. Ночью тоже ухало. Причем, когда ты лежишь головой на поверхности, то кажется, что ухает где-то тут. Метрах в десяти. «Главное, верь!», — говорил в моей голове голос Шурупа, и я проваливался обратно в сон. Очень быстро это становится частью музыкального сопровождения во сне. Я скорее иногда просыпался во времена тихих пауз. Слишком было тихо в такие моменты.
Уханье Байкала — это еще одна составляющая постоянной реальности, с которой сталкиваются туристы и принимают ее как новую постоянную в формуле новой реальности. Другая составляющая — это небо. За все время перехода я видел только два инверсионных следа от пролетающих где-то высоко самолетов. Чистейшее от облаков ночное небо открывало неописуемый вид на вселенную. Я давно живу в городах со световыми загрязнениями и каждый раз, когда вижу звезды, во мне просыпается детский восторг. На Байкале от вида звездного полотна, я получил вполне себе взрослый экстаз. Причудливо по сравнению к привычному положению, перевернутая малая медведица была окутана триллионом звезд. А потом появилась луна. Если вы были на море или озере, то вы видели, как отражается луна на водной глади. Попробуйте представить, как она может отражаться на бескрайней поверхности льда.
Февраль 21, 2019. Четверг.
Просыпаться было легко, а вылезать из спальника — тяжело. Поход в ниже нулевых температурах и работа с конденсацией были для меня новым опытом. Об этом написано много материала. Ничего из этого я не читал, но у меня были мудрые спутники, и многое я почерпнул из их опыта, а что-то из своего собственного. Например, под конец первого дня у меня еще была простая пластиковая бутылка с незамёрзшей водой (начитался я про обезвоживание). Я прекрасно понимал, что за ночь она замерзнет. Самым правильным, как мне казалось на тот момент, решением было не что иное, как положить ее себе в ноги в спальник. Нет, бутылка не замерзла. Но всю ночь мерзли мои ноги, отдавая бешеное количество тепла на поддержание температуры воды объемом в полтора литра. Это очень много тепла, ступни были недовольны. Или вот еще пример. Если утром надеть простоявшие всю ночь зимние ботинки, то на протяжении примерно часа ваши ноги будут болеть от холода. Вполне естественно, ведь происходит отдача тепла на разогрев абсолютно промерзшей обуви. После первой ночи я всегда убирал их себе в ноги в спальник, а одежду, которую надо надевать на тело утром, я всегда держал при себе во время сна. Методом таких незамысловатых ошибок, я научился есть завтрак и ужин сразу после залития кипятком, а не ждать пять минут, пока каша превратится в лед. И много других хитростей, которые я оставлю вам на исследование, иначе будет скучно.
После первого дня, мы начали понимать какова средняя скорость, с которой группа может двигаться по чистому льду ежедневно. Так как в первый день мы потратили много времени на торосы, не смогли пройти запланированную дистанцию, а также у нас отсутствовало понимание, есть ли еще торосы на пути, было принято решение не топить, но покрыть как можно больше расстояния, чтобы осталось как можно меньше всего на третий день. На второй день было пройдено примерно 20 километров.
После перекуса быстрая часть нашей группы утопила вперед, и, к моменту прибытия медленной части на место привала, палатки уже были почти поставлены, а вода уже почти кипела.
Как только вторая часть достигла лагеря, солнце уже почти спряталось за горами, и поднялся ветер. Я очень хотел насладиться ночным небом, но это было крайне трудно. Ветер был настолько сильный, что я не мог находиться снаружи палатки больше чем минуту. Было принято решение, что если к утру будет такой же ветер, то нам придется его переждать. Также один из участников нашего похода описал симптомы переохлаждения. Были предприняты соответствующие меры.
Февраль 22, 2019.Пятница.
Всю ночь дул какой-то дикий ветер. Но нам повезло, утро было тихое, а небо — ясное. Мы позавтракали и отправились в путь. Предстояло пройти еще километров 18.
Мы достигли Большого Голоустного примерно в 2 часа дня. Изначально, по плану, мы должны были принять решение: стоим ли мы в населенном пункте или разбиваем лагерь. Когда мы достигли поселка, ни у кого не было сомнений, что было бы неплохо подсушиться и поспать в тепле. Мы остановились в мини-отеле «Талисман», в котором был адекватный хозяин и великолепная кафешка, где мы и отобедали. Ужином нас кормить не рассчитывали, но мы договорились, сгоняли за картошкой и нам приготовили отменную местную рыбу. Отдельно огромное спасибо хозяину, который потом отвез мою забытую перчатку в Иркутск, где я ее и подобрал.
Пока готовился ужин, мы гуляли по поселку. Рыжий даже взобрался на местную сопку и провел оттуда видеорепортаж. Мы посчитали, как выяснилось впоследствии неправильно, и поняли, что израсходовали больше горючего, чем рассчитывали, поэтому бродили не бесцельно, а искали бензин. Чтобы чувствовать себя комфортно, нам нужен был один литр. После долгих поисков было выяснено, что бензин можно купить у местного барыги, но была неувязочка. Меньше чем 20 литров он не продавал. Было принято решение: «А, ну, и хрен с ним, у нас еще и запасной газ есть если что».
Февраль 23, 2019.Суббота.
На следующее утро мы вышли по направлению к поселку Листвянка, дистанция примерно 50 км. Погода была ясная, но небольшой ветерок предательски дул в спину. Дул достаточно сильно для того, чтобы сани начали нас обгонять. Пришлось утеплиться и надеть слой от ветра. Так продолжалось пару часов, затем ветер успокоился и слабенько поддувал на протяжении всего перехода. Вот лыжные масочки-то и пригодились.
Когда идешь по ледяному царству, ты остаешься сам с собой. У каждого своя прогулка. Свой путь. Свои мысли. У меня, например, может засесть какая-нибудь песенка, необязательно вся, только та часть, которая будет повторяться раз за разом в такт твоих шагов.
Я спросил Тома, какими мыслями он коротает переходы. Он сказал, что он дает названия разным геометрическим формам, которые образуются трещинами льда. Или, опять же, дает разные названия льду. Томас сказал, что он придумал примерно 40, по некоторым версиям 300, разных названий. Я посоветовал ему при удобном случае обязательно их записать.
Ранее я упомянул о великолепном рюкзаке от компании «Сплав», в котором Гера нес свой фотик. По прибытии в Иркутск, я сам сгонял в их магазин и купил себе такой же. Я бы хотел отметить еще один продукт данной компании. В то время как я и Томас использовали стодвадцатилитровые баулы забугорного производителя, Гера и Шуруп использовали по герморюкзаку canyon 90 (см фото). Причем, было непонятно, как материал будет реагировать на температуры ниже нуля, ибо изначально он был создан и спроектирован именно для сплавов по реке. Хотелось бы сказать, что рюкзаки показали себя великолепно. На фото они периодически попадаются на глаза.
Пройдя 20 км, мы приняли решение остановиться на земле. За мысом Кодильный мы нашли туристическую стоянку. Она была надежно защищена от ветра с трех сторон и одновременно представляла собой великолепный вид на озеро. Там даже был стол и костровище. Рыжий с боем, но все-таки выбил из Шурупа одобрение на разведение малюсенького костра.
Вот еще один пример о том, как делать не надо.
Не надо наполнять герметичный мешок льдом и отпускать его в свободное падение с плеч. Он упадет и треснет. Больших потерь наше предприятие не понесло. Мешок использовался для транспортировки пола одной из палаток, а эта ночь предполагалась быть заключительной в палатках, так как на вторую часть вдоль КБЖД мы немного не успевали из-за одного лишнего дня на переход.
Февраль 24,2019. Воскресенье.
Спать на промерзшей земле гораздо теплее, чем на льду. Мы проснулись, позавтракали и свернули стоянку. Впереди был самый длинный переход.
С тех пор как мы вышли из Большого Голоустного и начали двигаться вдоль берега по направлению к Листвянке, нам все больше и больше встречались люди. На коньках, машинах и даже грузовиках. Из всех транспортных средств, мы чаще всего встречали катера на подушках (Хивусы). В какой-то момент к нам подъехал квадроцикл. Это оказался сотрудник службы МЧС. Он рассказал нам об условиях тех участков, через которые нам предстояло пройти. Новости были хорошие. Проходимость предсказывалась легкой. Сотрудник службы МЧС выдал нам по брошюрке с инструкциями о том, что делать в случае, если ты или твой коллега провалились под лед. Она до сих пор греет меня воспоминаниями рядом с чайником у меня в офисе. Чем ближе мы подходили к Листвянке, тем больше мы встречали людей. Завернув за мыс Листвянный, мы увидели столпотворение. Было воскресенье, и народ приехал отдыхать из всех близлежащих населенных пунктов, включая самый крупный — Иркутск (60 км). По показателям наших датчиков, в тот день мы прошли около 28 километров.
По рекомендации моего хорошего знакомого, мы остановились в отеле его друга «Обитаемый Остров». Там мы познакомились и с самим Александром Жилинским, организатором многочисленных мероприятий на Байкале.
Я уже рассказывал про базовый вес, и что это такое. В зависимости от базового веса, существуют разные весовые категории. Например, если базовый вес туриста минимален, его называют легкоходом. Чтобы иметь при себе все необходимое и одновременно легкое, приходится вкладываться в самые современные технологии. Например, рюкзак легкохода будет весить в разы меньше простого рюкзака за счет современных материалов и кроя. Или одежда легкохода или те же клмн (кружка, ложка вилка, миска, нож) будут невесомыми по сравнению с простыми, аналогами. Я не ошибусь, если скажу, что мой друг Томас — самый настоящий легкоход. Все предметы, что он взял с собой от вилка-ложки до палатки, на момент похода были одними из самых надежных и самых легких, что можно только достать. Месяцами Томас готовился к этой прогулке и подошел к вопросу со всей серьезностью. Благодаря его решениям, его стодвадцатилитровый баул был наполовину пуст. Это место нам очень пригодилось. Именно его мы использовали для, например, литровой бутылки Джеймсона, что я привез с собой в Россию. Хотелось отметить, что практически вся бутылка дошла с нами до Листвянки. Именно в отеле «Обитаемый Остров» мы убили ее с ее хозяином и другими ребятами, что остановились там в ту ночь.
Это было замечательное завершение нашей пешей части. Мы решили отдохнуть в Листвянке еще один день и посетить местные достопримечательности, чему и посвятили весь понедельник. От себя лично, я очень рекомендую посетить Байкальский музей ИНЦ. Постарайтесь пройтись по нему с великолепными местными экскурсоводами.
Во вторник мы сняли минивен и доехали до Иркутска. Наше путешествие закончилось в аэропорту Домодедово, мы стояли около ленты, на которую подавали багаж. Кто-то из нас спросил: «Ну и куда мы попремся в следующий раз?». Шуруп подхватит чей-то баул и сказал на выдохе: «Я слышал, что в Карелии очень красиво в сентябре…»
Спасибо, что дочитали. Всем Бобра! Админ Шредер Кот.
Список полезных ссылок:
Автор: Василий Ronicx Вишневский.