Лёгкая лодка, узкая и вытянутая. Одиночная или для двух-трёх гребцов. Довольно маневренная и легкоуправляемая.
Что вы представили? Байдарка? Каяк? А в чём, собственно, отличие?
История этих двух видов лодок весьма интересна.
Каяк буквально переводится как «охотничья лодка». Байдарка — это производное слово от «байдара»: так называли промысловые лодки на Чукотке. То есть по сути своей каяк и байдарка в древности были примерно одинаковыми лодками, а вот к нашему времени эти суда прошли множество этапов модернизации, и теперь есть принципиальные различия даже среди однородных лодок.
Байдарка — это одно-, двух- или трёхместная узкая лодка вытянутой формы, управляемая с помощью двухлопастных вёсел. Одна из главных особенностей байдарки — удобство хранения и транспортировки, поскольку она либо сдувается, либо разбирается. Также преимуществом этой лодки является лёгкость освоения: достаточно понять азы гребли.
В этой статье разберём:
- какие бывают байдарки;
- как выбрать лодку, подходящую именно под ваши цели и задачи;
- какие важные нюансы учесть при выборе.
Инструктор Клуба приключений. Специализация: походы на байдарках по бурным рекам. Тренер, преподаватель туризма.
Байдарка как вид судна существует очень давно, а массовый спортивный интерес эта лодка стала вызывать в 30-х годах прошлого века, и неспроста. Байдарки весьма мобильны, их легко транспортировать и хранить. Они довольно просто управляются: вам хватит для начала освоить базовые навыки гребли. Байдарки могут хорошо набирать и держать скорость, что делает их интересным судном для водных походов.
Байдарки привлекают внимание спортсменов, туристов и рыбаков. Но, естественно, для разных целей все они используют абсолютно разные типы сплавных средств. Академическую греблю оставим экспертам-спортсменам, а сами выясним, какие лодки подойдут для различных типов путешествий.
Чтобы определиться с тем, какая байдарка нужна именно вам, сперва следует понять, для чего вы планируете её использовать.
Разные характеры водных пространств будут требовать различных свойств лодки:
- озёра — открытая гладкая вода;
- спокойные реки с минимальным течением или препятствиями в виде небольших перекатов;
- море — большие волны, открытые пространства;
- бурные реки.
Стоит сразу отметить, что для по-настоящему сложной бурной воды, а также продолжительных путешествий по морю байдарки не подходят. Для этого существуют каяки, катамараны и рафты. В нашем блоге есть статья про средства сплава.
Немного терминологии:
- дека — верхняя часть байдарки, может быть открытой или закрытой;
- кокпит — место внутри байдарки между бортами, где сидит гребец и располагаются вещи;
- киль — продольное ребро, проходящее по всей длине судна в середине его днища. Есть не у всех байдарок.
Виды байдарок
На сегодняшний день на водоёмах страны можно встретить следующие типы байдарок:
- каркасные;
- каркасно-надувные (КНБ);
- надувные.
Каркасные байдарки
Если в древние времена каркас делали преимущественно из костей животных или дерева, то в современном мире используют элементы из сплавов алюминия.
Разборный каркас обтягивается шкурой. В древние времена это была настоящая тюленья шкура, а теперь для обтяжки байдарочного каркаса используется плотный ПВХ. Конечно, от животного материала к ПВХ люди пришли не сразу: были вариации оболочки из резины, брезента и других материалов.
Чем хороша каркасная байдарка:
- своей прекрасной скоростью;
- лёгкостью управления;
- грузоподъёмностью и вместительностью кокпита: взять в поход можно очень много снаряжения.
Минусы:
- весьма внушительные размеры и вес в сложенном виде, относительная сложность транспортировки;
- чтобы собрать такую лодку, требуется мастерство и ловкость рук. Например, у байдарки «Таймень-2», нестареющей легенды советского водного туризма, насчитывается 37 элементов каркаса;
- шкура легко протирается от контакта с дном;
- если каркасная байдарка перевернётся, то без дополнительных элементов плавучести она быстро наполнится водой и может пойти ко дну. Вытащить её не так-то просто.
Для чего лучше всего подходят каркасные байдарки?
Они предназначены для гладкой воды, спокойных рек с небольшими перекатами и волнами. Так как эти лодки хорошо держат курс, набирают и сохраняют скорость, они отлично подойдут для походов по большим озёрам.
Каркасно-надувные байдарки (КНБ)
Распространённый вид лодок, главными преимуществами которых можно назвать хорошую ходкость и при этом непотопляемость за счёт надувных элементов.
Отличие от предыдущего типа байдарок заключается в том, что между каркасом и шкурой вдоль бортов располагаются два или четыре продольных надувных элемента. Это позволяет, с одной стороны, придать лодке более гидродинамическую форму без резких граней, с другой — защитить шкуру и элементы каркаса от повреждения о камни.
Такое судно по-прежнему прекрасно держит скорость на гладкой воде. Изначально КНБ были разработаны для прохождения порогов на горных реках. При наличии соответствующих навыков можно это делать и сейчас, однако гораздо безопаснее проходить пороги на надувных байдарках или пластиковых каяках, не опасаясь быть зажатым элементами каркаса при жёстком контакте с камнем.
Также к КНБ можно отнести такие лодки, где общая форма задаётся надувными бортами и дном, но при этом нос и корма имеют металлические штевни.
Плюсы:
- простота сборки, поскольку каркас состоит из меньшего числа элементов;
- широкая сфера применения: хороша как на гладкой воде, так и на умеренно бурной;
- более высокая надёжность по сравнению с каркасными байдарками.
Минусы:
- в КНБ не так много места для вещей из-за надувных баллонов;
- будет ошибкой думать, что КНБ — полностью универсальная лодка. Например, для бурных рек лучше выбрать надувную байдарку.
Для чего лучше всего подходят КНБ?
Это отличный выбор для походов по Карелии, когда длинные озёра чередуются с несложными локальными порогами, а маршруты иногда включают отрезки вдоль берега моря. Жёсткий нос отлично режет волны, а хорошая скорость позволяет быстро преодолевать длинные участки спокойной воды.
Надувные байдарки
У этих лодок совсем нет каркаса, а жёсткость корпуса задаётся за счёт давления в надувных баллонах и дне. Производятся они в основном из ПВХ, но можно встретить и облегчённый материал ТПУ. Лодки из ТПУ уже ближе к пакрафтам, чем к байдаркам.
Такие байдарки состоят из баллонов разного расположения и количества независимых отсеков в них и имеют надувное дно. Разница может быть лишь в том, стационарное оно или вкладное.
Поскольку такие байдарки по большей части предназначены для бурной воды, некоторые модели имеют закрытую деку, а другие — дно с отверстиями для слива воды, так называемый самоотлив. Про это поговорим ниже.
Надувные байдарки блестяще справляются с бурной водой: взбираются на валы, с лёгкостью преодолевая их, имеют отличную остойчивость (в зависимости от геометрии корпуса могут быть варианты), моментально поддаются управлению в бурлящем потоке, держатся на плаву всегда.
Некоторые надувные байдарки оснащены системой упоров, что сильно повышает контроль лодки на бурной воде. Коленные упоры представляют собой стропы для фиксации в байдарке. Они не только удерживают гребца в седле, но и располагают к правильной гребле: в управление байдаркой включается не только корпус, но и бёдра, так что лодка становится продолжением вашего тела. Также в такой системе посадки иногда используются пяточные упоры — они позволяют гребцу жёстко распираться в лодке, что позволяет лучше передавать усилие от гребли на корпус судна. Роль пяточных упоров могут играть плотно закреплённые в лодке гермомешки.
Плюсы:
- простота хранения и транспортировки, поскольку занимает меньше места и весит меньше каркасных байдарок и КНБ;
- идеальна для бурной воды, поскольку имеет высокую пассивную остойчивость и отлично управляется в потоке;
- обладает большей прочностью при контакте с дном и камнями.
Минус: низкая скорость и высокая парусность затрудняют использование надувных байдарок на спокойных реках, озёрах и море.
Для чего лучше всего подходят надувные байдарки?
Для рек с течением и порогами, а также рыбалки.
Как решается вопрос с водой в лодке
Чтобы вода не попадала внутрь байдарки и не скапливалась в кокпите при волнении на море, большом озере или на бурной реке, существуют два концептуальных решения.
Бывают байдарки с закрытой декой — это когда сверху лодки имеются небольшие специальные отверстия для посадки гребцов. Для герметизации используются специальные юбки, которые за счёт плотного прилегания к телу гребца и хорошей натяжки на люк байдарки не позволяют воде попасть внутрь. Плюс такого решения в том, что вода практически не попадает внутрь лодки, а это заметно сказывается на общем комфорте. Минусом закрытой деки является проблема при перевороте судна: поставить закрытую лодку на ровный киль и залезть в неё с воды очень сложно. Использование лодок с закрытой декой подразумевает умение выполнять эскимосский переворот.
Лодку с открытой декой, например, классическую «Таймень-2», можно оборудовать фартуком — куском водонепроницаемой ткани специальной формы с отверстиями для гребцов.
Альтернативой являются лодки с открытой декой и самоотливом. Вода, попавшая внутрь, уходит через специальные отверстия в дне. Такое решение имеет преимущество на бурных реках для начинающих и продолжающих гребцов. В случае переворота легко залезть в лодку из воды. Естественно, минус открытой деки и самоотлива — это полный контакт с водой в первой же волне.
Общее правило такое: умеете делать эскимосский переворот — берите байдарку с закрытой декой. Для остальных случаев лучше использовать лодки с самоотливом.
Некоторые лодки для спокойной воды имеют специальный закрывающийся клапан для слива воды. Однако надо понимать, что с таким клапаном слить воду можно, только остановившись у ближайшего берега и приподняв тяжёлую гружёную лодку как можно выше с одной стороны, чтобы с противоположной заработал клапан.
Сколько мест в байдарке оптимально
Если вы ходите в одиночку, или в составе группы, но один в лодке, — одноместное судно вам подойдёт. Главное, чтобы в кокпит поместились гермомешки с личными вещами, включая палатку, спальный мешок и прочее снаряжение для лагеря. Оптимальная длина байдарки при этом — 340–380 см.
Одноместные байдарки до 320 см не поместят в себе много вещей, но могут представлять спортивный интерес при прохождении порогов. Это почти каяк. Поэтому такой вариант на длительный сплав можно рассматривать, только если вы опытный водник-легкоход.
Для двоих гребцов начинаются варианты. Если вы выбираетесь на один день без ночёвки в лесу, то вещей в лодке минимум. Тогда подойдут стандартные двушки, где вы можете комфортно сидеть, не упираясь ногами в гермомешки. Но если вы идёте в длительный поход и берёте с собой полный набор личных вещей и снаряжение для бивака даже на одну ночёвку, тогда лучше присмотреться к байдарке-трёшке. В таком случае вещи укладываются в среднюю и кормовую части байдарки.
Сплавляться в байдарке втроём неудобно. Гребцы постоянно задевают весла друг друга. Трёшка подойдёт семьям с маленькими детьми для походов по спокойным рекам и озёрам. Тогда малыш усаживается в среднюю часть и получает удовольствие, пока родители машут вёслами.
Что ещё учитывать при выборе байдарки
Крайне важна геометрия корпуса байдарки.
Узкий острый нос лодки будет отлично пробивать волны на озере или море, а более тупой нос интересен для сплавных приключений в пороге.
От ширины и диаметра баллонов надувной байдарки будет зависеть пассивная остойчивость судна: чем шире, тем остойчивее. Но более широкие борта могут мешать удобному гребку и снижают скорость.
Ярко выраженный киль положительно влияет на скорость и устойчивость на курсе. Плоское дно, напротив, позволяет быстро маневрировать, но в ущерб скорости. Таким образом, для длинных переходов по озёрам и морям нужна узкая байдарка с выраженным килем, а для сплава по порожистым рекам лучше выбрать широкую байдарку с плоским дном.
Для походов по бурным рекам важна фурнитура. В лодках с открытой обязательно закреплять вещи с помощью верёвок и строп, а их нужно за что-то цеплять. Поэтому обратите внимание на наличие люверсов, D-образных колец или петель из стропы для привязывания груза.
Леер — специальная верёвка, проходящая по периметру байдарки для бурной воды. При перевороте байдарки важно иметь возможность удержаться и после перевернуть судно обратно. Если леер будет слишком высоко на баллоне или даже чуть заходить внутрь кокпита, то в перевёрнутом состоянии его сложно нащупать. Поэтому, кроме его наличия, важно убедиться, что он расположен так, что за него удобно держаться после переворота судна.
Стравливающий (предохранительный) клапан на надувных байдарках нужен для того, чтобы лишний воздух из баллонов выходил автоматически. Такая потребность может возникнуть в жаркий день под прямыми солнечными лучами. Полностью накачанная байдарка, оставленная на солнце, может просто-напросто лопнуть, что предполагает очень сложный ремонт. Несмотря на наличие стравливающего клапана, стоит завести привычку просто подсдувать байдарку на берегу.
Удобство посадки. От комфортного положения гребцов в байдарке будет зависеть настроение всего путешествия и удовольствие от гребли.